Презентация на тему "Анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне» И.С. Шмелев"

Презентация: Анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне» И.С. Шмелев
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне» И.С. Шмелев" по литературе, включающую в себя 11 слайдов. Скачать файл презентации 0.55 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 5-8 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне» И.С. Шмелев
    Слайд 1

    И.С. Шмелев. (1873-1950г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне».

    «Лето Господне» запечатлело образ дореволюционной Москвы, в которой прошли детство и юность писателя. Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Глава «Егорьев день» входит во 2 часть .

  • Слайд 2

    Цель урока:анализ главы «Егорьев день»

    Задачи урока: -развитие навыка комплексного анализа художественного текста, углубление знаний по теме «Лексика», воспитание интереса к русской лексике. Ключевые слова: художественный мир, поэтика, просторечие, устаревшая лексика, комплексный анализ текста.

  • Слайд 3

    Лексика рассказа «Егорьев день» «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз», - писал И.А.Ильин

    Просторечные слова и выражения 2. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы) 3. Язык народной песни

  • Слайд 4

    Вопросы для обсуждения.

    Что вы узнали о русском писателе И.С. Шмелеве и его романе «Лето Господне»? О каком празднике повествуется в главе «Егорьев день», что это за праздник? Какова роль просторечной лексики в рассказе? Какова роль устаревшей лексики? Какую смысловую нагрузку несет в повествовании народная песня? Каково значение романа (повествования в рассказах) для сегодняшнего читателя?

  • Слайд 5

    В главе «Егорьев день повествуется о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В русском земледельческом календаре говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле.

    Крестьяне верили, что Егорий сам выезжает в поле на белом коне и пасет скот. «Святой Георгий (Егорий) красную коровку на красную горку пригнал».

  • Слайд 6

    Просторечная лексика выполняет характеризующую и оценочную функции.

    Через просторечную лексику выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья: «Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыхание, слышались голоса: Вот это ма-стер! – вот доказал-то себя… ма-стер… И откуда в нем духу столько!»

  • Слайд 7

    Устаревшая лексика используется для создания портретов персонажей и для характеристики их быта.

    «Под Егорьев день к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось – пастухов работник…»

  • Слайд 8

    Мотив русской песни – сквозной в романе «Лето Господне». В песне народ выражал отношение к миру, свои переживания. В рассказе «Егорьев день» есть 2 песни: одна веселая, обрядовая в честь праздника, а вторая грустная, про сиротскую долю.

  • Слайд 9

    Итоги урока.

    Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Мастер слова и образа, писатель создает незабываемые картины русского быта Х1Х столетия, русских праздников. Повествование ведется от лица и через восприятие ребенка, для которого Замоскворечье явилось счастливой колыбелью.

  • Слайд 10

    Домашнее задание

    1.Прочитайте следующую главу «Радуница», ответьте на вопросы: -Что вы узнали о народном празднике Радуница? Почему глава начинается изображением утра и «райского света»? Каким показан отец Вани? Какими цветовыми образами выражен мотив жизни и смерти в этой главе?

  • Слайд 11

    2.Напишите сочинение – рассуждение «Проблема сохранения культурного и духовного наследия» (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков , их вера и образ жизни?). Объем сочинения – не менее 200 слов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке