Содержание
-
И.С. Шмелев. (1873-1950г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне».
«Лето Господне» запечатлело образ дореволюционной Москвы, в которой прошли детство и юность писателя. Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Глава «Егорьев день» входит во 2 часть .
-
Цель урока:анализ главы «Егорьев день»
Задачи урока: -развитие навыка комплексного анализа художественного текста, углубление знаний по теме «Лексика», воспитание интереса к русской лексике. Ключевые слова: художественный мир, поэтика, просторечие, устаревшая лексика, комплексный анализ текста.
-
Лексика рассказа «Егорьев день» «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз», - писал И.А.Ильин
Просторечные слова и выражения 2. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы) 3. Язык народной песни
-
Вопросы для обсуждения.
Что вы узнали о русском писателе И.С. Шмелеве и его романе «Лето Господне»? О каком празднике повествуется в главе «Егорьев день», что это за праздник? Какова роль просторечной лексики в рассказе? Какова роль устаревшей лексики? Какую смысловую нагрузку несет в повествовании народная песня? Каково значение романа (повествования в рассказах) для сегодняшнего читателя?
-
В главе «Егорьев день повествуется о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В русском земледельческом календаре говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле.
Крестьяне верили, что Егорий сам выезжает в поле на белом коне и пасет скот. «Святой Георгий (Егорий) красную коровку на красную горку пригнал».
-
Просторечная лексика выполняет характеризующую и оценочную функции.
Через просторечную лексику выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья: «Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыхание, слышались голоса: Вот это ма-стер! – вот доказал-то себя… ма-стер… И откуда в нем духу столько!»
-
Устаревшая лексика используется для создания портретов персонажей и для характеристики их быта.
«Под Егорьев день к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось – пастухов работник…»
-
Мотив русской песни – сквозной в романе «Лето Господне». В песне народ выражал отношение к миру, свои переживания. В рассказе «Егорьев день» есть 2 песни: одна веселая, обрядовая в честь праздника, а вторая грустная, про сиротскую долю.
-
Итоги урока.
Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Мастер слова и образа, писатель создает незабываемые картины русского быта Х1Х столетия, русских праздников. Повествование ведется от лица и через восприятие ребенка, для которого Замоскворечье явилось счастливой колыбелью.
-
Домашнее задание
1.Прочитайте следующую главу «Радуница», ответьте на вопросы: -Что вы узнали о народном празднике Радуница? Почему глава начинается изображением утра и «райского света»? Каким показан отец Вани? Какими цветовыми образами выражен мотив жизни и смерти в этой главе?
-
2.Напишите сочинение – рассуждение «Проблема сохранения культурного и духовного наследия» (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков , их вера и образ жизни?). Объем сочинения – не менее 200 слов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.