Содержание
-
Исем ф и г ы ль
-
-
Имя действия — это часть речи, которая одновременно обладает признаками и глагола, и имени существительного. Как глагол, имя действия обозначает процесс или деиствие. Как имя существительное, оно обозначает это деиствие автономно (независимо) от действующего лица. Например: Кайту (возвращение).
-
Отвечает на вопрос нишләү?и образуется от основы глагола при помощи аффикса -у/-у. Например: Аша+у. Что касается грамматических категорий, то имя действия 1) как имя существительное склоняется по числам, падежам и принадлежности. Например: Уку. Укулар. Укуым. Укуымның файдасы булмады. 2) как глагол может иметь отрицательный аффикс -ма/ -мә. Например: Бел+ү, бел+мә+ү (знание, незнание). Существительные, как и в сочетании с глаголами, с именами действия употребляются в определенном падеже. Например: Яшьлектән (кайдан?) кайту. Яңа елны (нәрсәне?) көтү.
-
Отвечает на вопрос нишләү?и образуется от основы глагола при помощи аффикса -у/-у. Например: Аша+у. Что касается грамматических категорий, то имя действия 1) как имя существительное склоняется по числам, падежам и принадлежности. Например: Уку. Укулар. Укуым. Укуымның файдасы булмады. 2) как глагол может иметь отрицательный аффикс -ма/ -мә. Например: Бел+ү, бел+мә+ү (знание, незнание). Существительные, как и в сочетании с глаголами, с именами действия употребляются в определенном падеже. Например: Яшьлектән (кайдан?) кайту. Яңа елны (нәрсәне?) көтү.
-
Язу – письмоуку - учеба
-
Ашау - еда
Кайту
-
1. Прочитайте. Образуйте имя действия. Переведите. а) Пешер, кер, йөз, аңлат, озат, йөр, сикер. б) Тап, көл, җый, как, тек. в) Аша, аңла, ялганла, биклә, эшлә, яшә.
-
2. Образуйте отрицательную форму имени действия по образцу. Үрнәк: Уйна — уйнама — уйнамау. Ярат, чакыр, өйрәт, казы, бир, эзлә, сула.
-
3. Образуйте утвердительную и отрицательную форму имени действия. Үрнәк: Ашарга — ашау — ашамау. Ярарга, ышанырга, ачуланырга, тәрҗемә итәргә, бизәргә.
-
4. Переведите. Кара, телевизор карау, усалкарамау. Кайтырга, эштәнкайту, вакытындакайтмау. Ватарга, ялгыш вату, юриватмау. Көтәргә, кунакларкөтү, озаккөтмәү.
-
5. Переведите. Напишите по образцу. Үрнәк : Долго спать — озакйокларга — озакйоклау. Часто кричать. Много читать. Опоздать на урок. Мыть посуду. Красиво писать. Долго работать. Дружно жить. Интересно рассказывать.
-
6. Переведите. Найдите имя действия. 1) Укытучыны тыңламау яхшы эш түгел. 2) Әйткән вакытка өйгә кайтмау әйбәт түгел. 3) Иртән зарядка ясау сәламәтлек өчен файдалы. 4) Эссе көндә салкын су эчү рәхәт, ләкин ярамый.
-
7. Переведите поговорки. Найдите похожее выражение в русском языке. Бер күрешү — бер гомер. Белмәү оят түгел — белергә теләмәү оят. Белем алу — инә белән кое казу.
-
8. Запомните склонение имени действия с аффиксами принадлеж-ности. Минем китүем (мой уход). Синеңкитүең (твой уход). Аныңкитүе(его, ее уход). Безнеңкитүебез (наш уход). Сезнеңкитүегез (ваш уход). Аларныңкитүе(их уход).
-
9. Запомните склонение имени действия с аффиксами принадлежности по падежам. Б.к. Синеңкилүеңкирәктүгел. И.к. Синеңкилүеңнеңфайдасыюк. Ю.к. Синеңкилүеңәбигрәктәшатландык. Т.к. Синеңкилүеңнекөтмәгәнидек. Ч.к. Синеңкилүеңнәндәзурраксөенечбулмады. У.-в.к. Синеңкилүеңдә без гаделлеккүрдек.
-
Исемфигыльләрне килешләр белән төрләндереп языгыз Б.к.Йоклау,көлү
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.