Содержание
-
Логические приемы работы с понятиями на уроках русского языка Косарева И.Г., Богодухова Т.Ю. МБОУ «СОШ №176» г. Зеленогорск 2014 г.
-
Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Понятие – форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятиями человек мыслит. Понятия – это обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения любого предмета. Понятие - это мысль, фиксирующая существенные признаки объектов, позволяющие отличать их от смежных объектов. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Каждое понятие в мышлении человека приобретает устойчивость и определенность, благодаря тому или иному слову (термину). Слово как бы замещает понятие в речи и в мышлении.
-
Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
-
Лингвистическое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных.
-
Начальная школа
морфологические понятия - «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»; синтаксические понятия – «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание»; Словообразовательные – «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова».
-
Этапы формирования лингвистических понятий:
анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий; обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина; осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними; конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
-
Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий:
активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы); целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению; осознание существенных и несущественных признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных; раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; наглядное изучение понятия (таблицы, схемы).
-
Логические приемы для формирования понятий (при помощи мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации)
-
Приёмы работы с содержанием понятия:
– проверь, правильно ли указан признак понятия: Приставка – это часть основы. Глагол имеет спряжение. Существительное отвечает на вопросы: какой? какая? Имя существительное – часть речи. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Имя существительное изменяется по родам.
-
– из заданных признаков выбери необходимые и составь определение понятия: Подлежащее член предложения называет предмет, о котором говорится в предложении отвечает на вопрос кто? что? выражено существительным в И.п. связано со сказуемым
-
– вставь пропущенный признак Предложение ….., выражает законченную мысль; Слог – это часть слова, которая … Точка – это знак препинания, который … Прилагательное – это часть речи, которая обозначает …, изменяется по …, отвечает на вопросы …
-
– среди определений выбери верные, исправь неверные: Однокоренные слова – это … 1) слова, имеющие общую часть и сходны по смыслу; 2) слова, которые обозначают одно и то же и пишутся одинаково; 3) это родственные слова; 4) слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.
-
Приёмы формирования объёма понятия:
– найди виды по заданному признаку:
-
Приёмы формирования знаний об отношениях между понятиями:
– подбери общее название: Предлог, союз, окончание – это … (средства связи слов) – построй аналогию (закончи предложение) Существительное – часть речи, подлежащее – …
-
изобрази понятия на чертеже
-
– заполни пропуск так, чтобы получилось правильное высказывание: Существительное – ……, по числам. – проверь правильность предложения, исправь ошибку: Окончание служит для связи слов в предложении. Существительное изменяется по родам. Местоимение не изменяется по числам. – выбери верное выражение а) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, с которым оно связано; б) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое есть в предложении.
-
-
Анализ
-
Синтез
-
Абстракция
-
Обобщение
-
Конкретизация
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.