Презентация на тему "Исторические предпосылки возникновения романтизма" 7 класс

Презентация: Исторические предпосылки возникновения романтизма
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 7 класса на тему "Исторические предпосылки возникновения романтизма" по литературе. Состоит из 32 слайдов. Размер файла 2.46 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Исторические предпосылки возникновения романтизма
    Слайд 1

    Исторические предпосылки возникновения романтизма. Разновидности романтизма и национальное своеобразие.

    Работу выполнила Беломестнова С.А.

  • Слайд 2

    Слова «романтика», «романтический» известны каждому. Мы говорим: «романтика дальних странствий», «романтическое настроение», «быть романтиком в душе»... Этими словами мы хотим выразить притягательность путешествий, необычность человека, загадочность и возвышенность его души. В этих словах слышится что-то желанное и манящее, мечтательное и несбыточное, необычное и красивое.Моя работа посвящена такому направлению в литературе как Романтизм.

  • Слайд 3

    Истоки романтизма Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную. В таком подходе есть своя правомерность. В это время романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущ­ность, формируется как литературное направление.

    Романтизм в своих истоках – явление антифеодальное. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Великая Французская буржуазная революция, потрясшая до основания устои старого общества, изменила психологию не только государственного, но и «частного человека». Участвуя в классовых битвах, в национально-освободительной борьбе, народные массы творили историю. Политика становилась как бы их повседневным делом.

  • Слайд 4

    Изменившаяся жизнь, новые идейно-эстетические потребности революционной эпохи требовали для своего изображения новых форм. Жизнь революционной и послереволюционной Европы трудно было уложить в рамки бытового романа или бытовой драмы. Пришедшие на смену реалистам романтики ищут новые жанровые структуры, трансформируют старые.

    Романтизм – это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям.

  • Слайд 5

    Возникновение романтизма в России

     Первая половина XIX в. в России отмечена мощным подъемом культуры во всем ее многонациональном разнообразии. Свое проявление он находит прежде всего в успешном развитии философии, литературы и научной мысли. Причины подъема – в прогрессивном воздействии идей Просвещения, в событиях Отечественной войны 1812 г., в смелом, патриотически воодушевленном выступлении дворянских революционеров-декабристов. Острота положения в общественной жизни побуждала передовую интеллигенцию к борьбе за демократические преобразования, за свободу труда, мысли и творчества. Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. Россия встала на путь развития буржуазных отношений.

  • Слайд 6

    Развитие капиталистического уклада в экономике России в первой половине XIX в. явилось важным ускорителем общественного и культурного прогресса. Довольно широкое применение техники, связанное с процессом перерастания мануфактуры в фабрику, использование пара как источника энергии, железнодорожное строительство, зарождение и первые шаги отечественного машиностроения — все эти явления, определявшие уровень материальной культуры, возникли только в XIX столетии, их не знал предшествующий век.

  • Слайд 7

    в России зарождается романтизм, который отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к значимым причинам его возникновения. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Представители дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

  • Слайд 8

    Романтизм в России возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила». Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. , М.Горького, Паустовского и многих других.

  • Слайд 9

    Черты романтизма:

    Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир; Недостижимость идеального мира; Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства; Преобразовать мир может искусство; Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества); (Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);

  • Слайд 10

    Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным; Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее;

  • Слайд 11

    Основные черты романтического героя

    неприятие идеалов общества трагическое одиночество герой всегда яркая, исключительная личность свободолюбие героя герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. необычные, исключительные обстоятельства жизни В романтизме отсутствует эволюция героя, т.к. обстоятельства не влияют на личность.

  • Слайд 12

    часто находится в пути; это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью; показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души; может быть и положительным, и отрицательным.

  • Слайд 13

    Романтики открыли для литературы:

    Диалектику психологических состояний; характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; тему «униженных и оскорбленных»; исторический роман; философскую сказку; научно – фантастический роман; психологический детектив; романтическую поэму.

  • Слайд 14

    Диалектикапсихологических состояний Лермонтов Михаил Юрьевич 1814-1841 «Мцыри»

  • Слайд 15

    Характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия Загоскин Михаил Николаевич 1789-1852

  • Слайд 16

    Тема "униженных и оскорбленных" Виктор Гюго 1802-1885

  • Слайд 17

    Исторический роман Вальтер Скотт 1771-1832

  • Слайд 18

    Философская сказка Гофман Эрнст Теодор 1776-1822

  • Слайд 19

    Научно-фантастический роман Мери Шелли 1797-1851

  • Слайд 20

    Психологический детектив По Аллан Эдгар 1809-1849

  • Слайд 21

    Романтическая поэма Байрон Джордж Ноэл Гордон 1788-1824

  • Слайд 22

    Романтизм в русской литературеконец 18 –ого начало19-ого веков

    Мистический Революционный

  • Слайд 23

    Жуковский Василий Андреевич 1783-1852 Баллады Мистический романтизм

  • Слайд 24

    Мистический романтизм Батюшков Константин 1797-1857

  • Слайд 25

    Революционный романтизм Рылеев Кондратий 1795-1826

  • Слайд 26

    Классификация течений русского романтизма

    Классификаций существует много, но все они имеют свои недостатки. Далее описаны два наиболее характерных примера классификации течений романтизма.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Классификация течений русского романтизма

    1. Созерцательный романтизм Жуковского, Батюшкова. 2.       Гражданский революционный романтизм декабристов (в первую очередь Рылеев, Герцен). 3.       Синтетический романтизм Пушкина (влияние Жуковского + декабристы + свое). 4.       Синтетический романтизм Лермонтова (декабристы + Пушкин + философский + Байрон + свое). 5.       Философский романтизм (Веневитинов, Тютчев, Вл. Одоевский).

  • Слайд 29

    Особенности русского романтизма • Романтизм имеет общую универсальную основу во всей Европе, но не отрицает национальной специфики.

    Отличия русского романтизма от западноевропейского: - Запаздывание (возникает на рубеже веков, а не в 1790-е гг.) Следствие общего отставания России, запаздывания эпохи классицизма и Просвещения по отношению к Западной Европе (классицизм с 1730-х гг. вместо XVII в.; Просвещение в 1760-1790-е гг. вместо всего XVIII в.) - Другие исторические предпосылки: для 1 этапа - Отечественная война 1812 г. для 2 этапа - восстание декабристов 1825 г. Важная для Европы революция 1789 г. Россию затронула опосредованно (через идеи европейских авторов, через соприкосновение с эмигрантами-французами), зато непосредственно коснулись россиян наполеоновские войны и восстание на Сенатской площади

  • Слайд 30

    - Иная социальная направленность: антифеодальная, а не антибуржуазная Следствие отставания России – в Европе шли буржуазные преобразования, в России сохранялся феодализм - Отсутствие антипросветительской направленности, признание силы разума, сочетание интуитивного и рационального Следствие просветительского характера русского романтизма в целом. В России Просвещение не успело себя дискредитировать к началу эпохи романтизма. Вера в общественный прогресс у активных романтиков совпадала с идеями просветителей.

  • Слайд 31

    - Отсутствие тяги к мистике Следствие частичного рационализма русского романтизма – мистицизм полностью иррационален. Исключением стал В.А. Жуковский, подвергшийся сильному влиянию немцев.   - Ослабление индивидуализма Следствие национальной склонности к коллективизму, а также влияния патриотических идей 1812 г. Отсутствие гедонизма (исключение – гедонистический романтизм К. Н. Батюшкова) Ослабление «романтической иронии» (порождение абсолютной уверенности в себе и в своей власти творца, ироническая игра с созданными реалиями, высмеивание «поверившего» читателя)

  • Слайд 32
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке