Содержание
-
Иван Алексеевич Бунин «Господин из сан-франциско»
«Презренного, дикого века свидетелем быть мне дано…».
МОУ «СОШ с. Русская ХаланьЧернянского района Белгородской области»
Учитель русского языка и литературы, Костенко Наталья Николаевна.
-
История создания рассказа
СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ.
Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира».
- Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля.
- Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным.
- Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.
-
Тематика рассказа
- Тема ужасающих социальных контрастов
- Трагичность губительной власти денег над человеком
- Тема неизбежной гибели цивилизации
- Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
- Тема жизни и смерти
-
Идея произведения
- Идея обреченности бездуховного существования
-
Проблема произведения
- В чем смысл жизни?
-
Особенности жанра
- «Господин из Сан-Франциско» – социально-философский рассказ
-
Особенности композиции
- Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
- В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
- Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
-
Образ главного героя
- Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру.
- Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
- У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
- Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
- Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
- Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
-
Образы-символы
- Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя)
- Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души
- Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
- Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
- Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
- Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
- Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
- Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
- Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
- Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
-
Философский смысл произведения
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.