Содержание
-
И.А.Бунин
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
-
История создания
Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. 1910 год – весной посетил Францию, Алжир, Капри. 1911 год – посетил Египет и Цейлон. С декабря 1913 года полгода жил на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились во многих рассказах.
-
«Господин из Сан-Франциско»
Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри»
-
Философская линия
Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности.
-
Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
-
Сюжет
Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук».
-
Композиция
Рассказ имеет кольцевую композицию
-
Кульминация
Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора».
-
Конфликт
Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды».
-
Символика рассказа
Символ общества – пароход «Атлантида». Символ стихии, природы, противостояния цивилизации – океан. Символизирует чудовищность, грузность, идола образ капитана. Заглавный герой – олицетворение человека буржуазной цивилизации.
-
Пароход, океан, капитан
-
«Атлантида»
Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много». «Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе» - у «исполинских топок».
-
Антитеза
Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара. Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени».
-
Картины рая и ада
-
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, городкрепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.