Содержание
-
Обрядовый фольклор.Календарно-обрядовые песни.
Презентацию выполнила ученица 8 класса Федотова Дарья.
-
Календарно-обрядовые песни – один из древнейших видов народного творчества
Календарный обряд - неотъемлемая часть народного быта, установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни - такая же обязательная составная часть обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
-
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
-
Колядование
Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
-
К. Трутовский«Колядки в Малороссии»
-
-
Масленица – подвижный праздник.
На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.
-
Б. Кустодиев«Масленица»
-
А. Адамчук«Сжигание масленицы»
-
-
В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму. Встреча весны. Ой, жаворонки, жаворонушки, Прилетите к нам, Принесите нам Лето теплое, Унесите от нас зиму холодную, Надоела зима, наскучила, Метелями нас замучила.
-
-
-
Троица.
Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы. Кукушечка, любушечка, Принимайте меня во зеленый сад одное. Кумитеся*, любитеся, Принимайте меня во зеленый сад одное. Вы пойдете во зелёный сад, Принимайте меня во зеленый сад одное. *Кумиться – (кума, кум) становиться кумовьями
-
П. Сухоподольский«Троицын день»(фрагмент)
-
-
Жатва, сенокос
В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни .
-
Б. Кустодиев «Сенокос»
-
Л. Плахов«Отдых на сенокосе»
-
К. Маковский «Девушка со снопом» (фрагмент)
-
Осенние песни
Жали мы, жали, Жали- пожинали,- Жнеи молодые, Серпы золотые, Нива долговая, Постать широкая; По месяцу жали, Серпы поломали, В краю не бывали, Людей не видали.
-
Б. Кустодиев «Осенний сельский праздник»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.