Презентация на тему "Обрядовый фольклор"

Презентация: Обрядовый фольклор
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Обрядовый фольклор"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 27 слайдов. Средняя оценка: 4.8 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 4-6 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Обрядовый фольклор
    Слайд 1

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО        ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР      КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО        ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР      КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ 

  • Слайд 2

    ФОЛЬКЛОР (англ. folklore-  народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период. Фольклор – искусство коллективное.  Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.

  • Слайд 3

    Словарная работа Ритуал — церемония, преследующая магическую цель. Обычай — всякий установленный, традиционный порядок действий, обряд — ритуал. Обряд — “совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции” (Словарь Ожегова). Обряд - это способ общения с обожествлённым явлением природы. Определённые слова, связанные с определёнными действиями, помогают человеку установить отношения с окружающим его миром. Потому слово и действие наделяются при этом магической, “заклинательной” силой. Всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества.

  • Слайд 4

    Обряд был направлен на достижение определенных целей: плодородие, излечение от болезни, рождение ребёнка, защита от опасностей и так далее. Подавляющее большинство обрядов сопровождается текстами разных жанров. Для календарных обрядов характерно использование календарных песен (колядок, масленичных, купальских), во время свадебного обряда, наряду с песнями, исполняются плачи, или причитания, отчасти напоминающие похоронные причитания. Самый распространённый жанр обрядового фольклора – заговоры – магические тексты, сопровождающие ритуал.

  • Слайд 5

    заговоры и заклинания мифологические рассказы народные сказки народные песни былины духовные стихи исторические песни  детский фольклор малые жанры фольклора: загадка, пословица, поговорка Устное народное творчество

  • Слайд 6

    Календарно-обрядовые песни Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.  Эти песни, как  правило,  невелики  по объему  и несложны по поэтической  структуре. В них  заключены  тревога  и ликование,  неуверенность и надежда.

  • Слайд 7

    Зимний цикл календарного фольклора Зимний цикл в основном состоит из песен. Изначально песни включали в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок. Колядка – это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году.

  • Слайд 8

    Главный зимний языческий праздник — Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать. Жрец в древнем Риме выкликал начало каждого месяца. Отсюда же и слово “календарь”. Святки, продолжающиеся двенадцать дней — от Рождества Христова до Богоявления, совмещают в себе христианские и языческие черты. Коляда связана с представлением об “умирании” солнца: оно описало свой годовой путь вокруг мирового древа. Ночь перед возрождением солнца — ночь хаоса, противопоставляющего себя космосу — мировому порядку. Это как бы ситуация “начала мира”. Это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, границы между своим и чужим миром стираются. Именно поэтому так распространено в Святки “ряженье” — скрывание лица под личиной — “бесовское” занятие, грех которого надо было смывать в проруби во время водоосвящения на Богоявление (этим праздником и кончались Святки). Коляда

  • Слайд 9

    Пришла КолядаНакануне Рождества.Дайте коровку,Масляну головку!А дай Бог тому,Кто в этом дому!Ему рожь густа,Рожь ужиниста;Ему с колоса осьмина,Из зерна ему коврига,Из полузерна — пирог.Наделил бы вас ГосподьИ житьём, и бытьём,И богатством,И создай вам, Господи,Ещё лучше того! Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

  • Слайд 10

    С праздником Коляды связан и сам обычай гадания. Гадания бывают нестрашные (на вещах, на курицах, у ворот, башмаком, подслушивание и так далее) и страшные, когда человек пытался узнать будущее, выходя на “прямой контакт” с “иным” миром — таковы, например, гадания на перекрёстке дорог или гадание с зеркалом. Весьма распространённый вид нестрашного святочного гадания — гадание на вещах, сопровождаемое подблюдными песнями. Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение — той в песне и была предсказана судьба.

  • Слайд 11

    Сидит воробейПод застрехою.Слава!Глядит воробейНа чужую сторону.Слава!Кому мы спели,Тому добро.Слава!Кому вынется,Тому сбудется.Слава! (Означает дорогу.) Иносказательность подблюдных песен можно объяснить условиями ритуала: люди стремились разгадать судьбу. Композиция подблюдных песен содержит две основные части — рассказ о том, какая судьба ждёт кого-то из гадающих, а во второй части эта судьба заклинается. Слова, скрытые иносказанием, обозначают, отвлечённые понятия: смерть, разлуку, богатство, свадьбу, венчание и тому подобное. 

  • Слайд 12

    Это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Масленица

  • Слайд 13

    “В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты», петь до надсады, плясать до упаду”. Комичен в народном представлении и образ Масленицы: “широкорожая”, “курносая”, “кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”), “которую ждут” (И.Земцовский).

  • Слайд 14

    Уж ты пташечка,Ты залётная!Ты слетайНа сине море,Ты возьмиКлючи весенние,Замкни зиму,Отомкни лето! Веснянка — связана с обрядом “закликания” весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек — своеобразные песни-заговоры, “замыкающие” зиму, ускоряющие приход весны. Пекли специальные сдобы — в виде фигурок птиц (жаворонков), выпускали птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну. Весенний цикл календарного фольклора

  • Слайд 15

    Хороводы изначально связаны с праздником весеннего обновления природы. Начинали водить с пасхальной недели. На радуницу -радуницкие,в день 23 апреля - георгиевские, 9 мая -никольские. Весенние хороводы переходили в летние: Троицкие, Всесвятские, Ивановские, Петровские. К хороводным причисляют все песни. Могли петь любую, если ее характер отвечал теме  хороводных песен. Древние хороводные песни прочно связаны с праздничными заклинательными обрядами. Считалось, что молодые девушки должны перенять опыт у женщин. Хороводы

  • Слайд 16

    Распространенными были хороводы-игры  и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:                                               А мы просто сеяли, сеяли!                                               Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!А мы просто вытопчем, вытопчем!                                              Ой, Дид Ладо, вытопчем. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и другие.

  • Слайд 17

    Песни делились на наборные( с них начинали) проходочные и разборные( ими заканчивали).  В поэтике хороводных и игровых песнях  выразилась их сущность как игровых произведений. В песне сюжетная ситуация сменяется одна другой. Песня членится на равные части. Это коллективная поэзия и поэтому ей присущ тон радостного восприятия жизни, веры.

  • Слайд 18

    Хороводно-игровая песня «Научи меня, мати». В середине круга находятся две девушки («мать» и «дочь»). Хоровод ходит и поет:«Под дубровою лен, лен,Под зеленою лен, лен!Таки лен, таки лен, люли лен!»Дочь начинает петь, а за нею и весь хоровод:«Научи меня, мати, На лен землю пахати».Хоровод останавливается, и все нагибаются. Мать показывает дочери, как пашут землю. В это время мать, а за нею и весь хоровод поют:«Да вот эдак, дочи, дочушка, Вот так, так, да вот эдак!»Дочь подражает действиям матери.Затем под песню мать учит дочь «зелен лен полоти», «зрелый лен брати», «ленвязати», «спелый лен сбирать», «на телегу лен класти», «лен с поля убирати», «зрелый лен сушити», «молотити», «слати», «собирати», «трепати», «прясти», «пряжу мотати» и «красна ткати».И завершается песня такими словами:«Научи меня, мати, С молодцем гуляти».И, не дожидаясь ее «обучения», дочь задорно поет:«Я сама пойду И с милым плясать буду».Девушка вызывает в круг какого-нибудь парня и пляшет с ним, напевая:«Да вот эдак, моя мати, Вот так, так, да вот так!» 

  • Слайд 19

    Семицко-троицкаяпесня — связан с празднованием Троицы, с завиванием и развиванием берёзки. Берёзку, венки бросали в воду, чтобы они могли передать земле свою растительную силу и чтобы узнать будущее: утонет венок — человек умрёт (архаичное поверье) или женится (более позднее). Пойдём, девочки,Завивать веночки!Завьём веночки,Завьём зелёные,Стой, мой веночек,Всю недельку зелен,А я, молодёшенька,Весь год веселёшенька! Семик

  • Слайд 20

    Весенние праздники заканчивались во время роста майских трав и общего цветения. Месяц назвали травень. Этот праздник проходил на седьмую неделю после пасхи. Отсюда название Семик. Так называли отдельный четверг этой недели. Неделю назвали русальной. На этой недели пелись русальные песни. С наступлением праздника народ шел на поля, девушки заламывали березу, то есть выбирали, потом заплетали ветви. Шли они это делать с русальными песнями. На гряной неделе русалки сидели Ой, рано раногу-у-у Сидели русалки на кривой березе Ой, рано раногу-у-у На кривой березе, на прямой дороге Ой, рано раногу-у-у Просили русалки и хлеба и соли Ой, рано раногу-у-у

  • Слайд 21

    День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля. Праздник Ивана Купалы совмещает в себе языческое поклонение Яриле и христианский праздник в честь дня Рождества святого Иоанна Предтечи. Этот праздник открывал цикл летних праздников — до августа, когда начинался праздник жатвы. День Ивана Купалы Летний цикл календарного фольклора

  • Слайд 22

    Иван да МарьяВ реке купались.Где Иван купался,Берег колыхался,Где Марья купалась,Трава расстилалась. Девицы цветы щипали Да у Ивана пытали:“Что это за цветы?”“Это цветы Купалы. Девицам - умыванье, А парням - воздыханье!”

  • Слайд 23

    Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд "зажинки" с первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу. Работа в поле сопровождалась "жнивными" и "дожиночными" песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай. Осенний цикл календарного фольклора

  • Слайд 24

    Уж мы вьём-вьём бородуУ Василья на поле,Завиваем бородуУ Ивановича нашегоНа ниве великоей,На полосе широкоей. Представление о жатве как о завивании бороды, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Велеса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”. А на нас сказали, Что мы лено жали, Что мы лено жали! Ажно мы пожали И в копы поклали, В стоги наметали! А в поле копами, На гумне стогами, На гумне стогами! На гумне стогами, На току ворохами, А с току мехами!

  • Слайд 25

    Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель».. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке