Содержание
-
Лекция 6
Классификация современной системы российского телевидения
-
Трансляция
советское телевидение сводило все классификационное «разнообразие» к делению на центральное и местное вещание, то в середине 90-х гг. российское телевидение имело значительно более сложную классификацию: По способу трансляции:
-
Способы трансляции
эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ+»);
-
кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России). По типу деятельности: вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другиестанции — та же «Космос-ТВ», в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); программопроизводящие(продюсерские фирмы, о которых сказано выше); дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания
-
По принципу образования:
Из старых структур («ВиК», «АТВ», и т.д.); новообразованные (канал «ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.) По охвату аудитории (ареал распространения): общероссийские (РТР) — аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту); межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести I канал); региональные («Юг России); местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). По способу распространения телесигнала: общенациональные (I канал, «Россия»); сетевые («ТВ-6 Москва»).
-
По специализации программ
общие («ВиК», «2x2 и т.п.); специализированные (Воен ТВ) По финансированию: бюджетные (телеканал «Россия», региональные государственные телерадиокомпании); самофинансируемые (коммерческие) — за счет доходов от рекламы (телеканал «2x2», ВКТ), абонементной платы и рекламы («Космос-ТВ», «Марафон ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала), за счет спонсоров (подобный способафишируется), за счет промышленно-финансовых групп (классический пример — создание В. Гусинским телекомпании НТВ).
-
По форме собственности:
государственные; негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные (REN-TV, «Джемини фильм Интернэшнл»); акционерные общества:
-
открытого типа (Центр коммерческого телевидения); закрытого типа («2x2 Телемаркет»); ООО — общества с ограниченной ответственностью («Агентство Парадиз»); ООО — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург АртХоум Видео).
-
♦ корпорация (Видеофильм); киноассоциация(KIXI — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ); продюсерский центр (Московский стиль — производство программ «Момент истины», «Маски-Шоу», «Джентльмен-Шоу»); концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»); ♦ независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм); ♦ смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (первый пример — канал «ТВ-6 Москва», АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).
-
Пути и последствия «передела» телевизионной собственности
Основные источники дохода негосударственных телекомпаний — это производство и продажа видеопродукции, реклама (изготовление рекламных роликов, проведение рекламных кампаний). Именно реклама стала тем мощным экономическим фактором, который определяет современное лицо коммерческого телевидения. С повестки дня не сходит вопрос о том, чтобы отечественному телевидению хоть в какой-то степени освободиться от рекламной зависимости. Этому могла бы способствовать абонентная плата, вносимая за просмотр телепрограмм. Правда, для этого требуются дополнительные капиталовложения в технику декодирования сигналов. Именно так намерена была действовать ассоциация «Марафон ТВ», абонентная плата которой составляла годовую подписку в среднем на две газеты.
-
Примерно так же действует компания спутникового телевидения «Космос-ТВ». Посредством прямых продаж и через торговых агентов фирма к 1994 г. приобрела около двух тысяч абонентов в Москве, которые ежемесячно платят 29,95 долл. за просмотр предлагаемых программ (Би-би-си, Эм-ти-ви, Super Canal и т.д.). Однако среди этих абонентов русских подписчиков было очень мало. Впрочем, НТВ+, похоже, была уготована лучшая доля. Ежемесячная абонентная плата здесь не превышала 10 долл.
-
Однако требования к телевещанию у традиционных групп населения стали меняться. Хотя зачастую новые потребности создаются именно самим телевидением. В качестве примера можно привести оглушительный успех появившихся в то время развлекательных коммерческих викторин «Поле чудес» («ВиК»), «Лотто миллион» («Мастер ТВ», затем студия «АртПикчерс Групп» Ф. Бондарчука и С. Михалкова).
-
Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в очередной раз продемонстрировало свою неспособность быстро отреагировать на новые веяния. В любом случае расходы большинства негосударственных компаний полностью или почти окупаются. Интерес отечественных и зарубежных коммерческих структур к российскому телевизионному рынку определяет их адекватные финансовые вложения в развитие телевизионной инфраструктуры посредством создания или поддержки негосударственных телекомпаний.
-
В это время телекоммуникационный рынок и рынок телерекламы еще не полностью наполнены. В результате негосударственные телевещательные компании получают стабильный выгодный доход. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции многие небольшие телевизионные структуры, экономическая база которых оказывается недостаточно мощной, вынуждены прекратить свою деятельность. Очевидно, что в это время на отечественном телекоммуникационном пространстве и в области рекламной деятельности произошел далеко не цивилизованный «передел», укрепивший монопольное положение двух рекламных монстров («Премьер
-
СВ» С. Лисовского и «Видеоинтернешнл»), отнюдь не желающих делиться сверхдоходами от телерекламы. Отмеченный тогда же рекламный бойкот новою вещательного канала REN-TV — убедительное тому свидетельство.
-
Рыночная либерализация экономики в случае с частным телевещанием сыграла двоякую роль: с одной стороны, возникла предпринимательско-спекулятивная прослойка, заинтересованная в «своем» телевидении для пропаганды и защиты собственных принципов, а с другой — появились свободные деньги, которые можно было вложить в телевещание, в том числе и для создания собственного производства. Кроме того, возникшая в коммерческих структурах потребность в производстве и прокате рекламы также нашла выражение в создании частных телевизионных структур. «Сосуществование» государственного и коммерческого ТВ все более демонстрировало несостоятельность первого.
-
Грозный показатель беспомощности ГТРК «Останкино» — стомиллиардный (на конец 1994 г.) долг техническому телецентру за предоставляемые услуги по подготовке программ и Министерству связи России за распространение телесигнала, оцениваемое в 36 млн. руб. за час вещания. Министерству финансов России эта сумма представлялась слишком большой, и кабинет министров принимает решение о введении «технических перерывов» с 12.20 до 16.00 и прекращении вещания в 0.20 вместо 1.00—2.00 ночи, т.е. о значительном сокращении объемов вещания. Ситуация была столь несуразной, что одна из крупных японских фирм ходатайствовала о передаче ей всего ночного времени Первого канала под трансляцию «развивающих» компьютерных игр. Японцы предлагали оплачивать сигнал, поделиться технологией приставок с российской оборонной промышленностью, «оборонка» получила бы госзаказ и деньги (как говорится, все всех устраивает
-
Эпизод
. В мае 1994 г. предпринимается, по сути, последняя попытка обеспечить финансирование государственного Первого телеканала. К этому времени всем уже было ясно, что доходы от рекламы здесь весьма существенны, но эти доходы оседают на счетах частных телекомпаний. Так называемая скрытая реклама вела к почти поголовной коррумпированности всех мало-мальски ответственных (имеющих доступ к эфиру) служащих ГТРК «Останкино». И тогда Совет директоров компании при непосредственном участии лоббирующих групп и заинтересованных лиц принял решение о заключении эксклюзивного договора сроком на пять лет с так называемой фирмой «Реклама-Холдинг», образованной специально для реализации этого проекта группой крупных рекламных компаний, получавших все рекламное время ГТРК
-
Указ
29 ноября 1994 г. Президент РФ подписал Указ № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения», предусматривающий создание акционерного общества «Общественное российское телевидение» (ОРТ) с закреплением 51% акций в федеральной собственности. Состав закрытого акционерного общества (ЗАО «ОРТ») на момент создания:
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.