Содержание
-
Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир»
Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
-
Цель
Определить, как выражена в романе «мысль народная». Проанализировать кульминационный эпизод Бородинского сражения. Сопоставить образы двух полководцев. Определить, как решает писатель вопрос о ходе истории.
-
«Я сам старался писать историю своего народа». Л.Толстой
Тема народа – главная в литературе 60-х годов XIX века. «Мысль народная» – одна из главных в романе.
-
Ориентировочная беседа
В романе обилие массовых, народных сцен во второй половине романа (тома 3 – 4). Философские и публицистические главы писались Толстым в 1867 – 1868 годах в время сближения автора с крестьянами. Чем обусловлена данная особенность? Что же включает в себя понятие «народ» для Толстого. Народ центральная движущая сила исторического процесса. Именно народ является воплощение нравственного начала русской нации. Приход к народу, сближение с его духовной жизнью – это вершина духовного развития «любимых» героев Толстого.
-
Вопросы для беседы
Кто побеждает французскую армию? Как изображает русскую нацию Толстой?
-
Темы для обсуждения
Народ, русская армия в войне 1805 года. Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью. Партизанское движение («Дубина народной войны»).
-
«Мысль народная»
Главная мысль романа – «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. По мнению Толстого, это так называемое роевое начало , дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солда и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена. В комментариях автора
-
Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом. В действиях героев романа
-
Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах: сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь); сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент); сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова); «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В массовых сценах
-
В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем. Война 1805 – 1807 года
-
Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие войны 1812 года. Шенграбенское сражение
-
В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение было проиграно еще до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свое положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной. Аустерлицкое сражение
-
Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии. Толстого упрекали в искажении и принижении роли Наполеона. Наполеон и Кутузов
-
Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и «жирный ляжки коротких ног». В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Наполеон Кутузов
-
Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчркнуты холодность, напыщенность. Он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии разными людьми. Человечным и живым изображен он в беседах, на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битах. Наполеон Кутузов
-
Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч человеческих жизней. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера. «Нет величия там, где нет простоты и правды». Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу. Наполеон Кутузов
-
В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для Сперанского. В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова. «Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один», формула эгоизма, презрения к людям, разобщения. Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом. Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена. Подлинно велик полководец, думающий о славе и свободе Отечества. Наполеон Кутузов
-
Портрет совсем не героический. «Маленький, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического. Капитан Тушин
-
Шенграбенское сражение
Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что именно здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая сжечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, тем самым дав русским время отступить. Забытая батарея
-
«Мысль народная»
В изображении боя В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «…выбегал вперед и из=под маленькой ручки смотрел на французов». Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении. В сознании капитана Толстой рисует особый мир в сознании Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Видишь, пыхнул опять теперь мячик, жди». Вероятно, и сам он представляет себя таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные ядра. Фольклорные мотивы
-
«Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира». Именно с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования. Вывод
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.