Содержание
-
Легенда об Арионе
Презентация к уроку литературы в 6 классе.
Автор: Черкасова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Болотного
pptcloud.ru
-
Цели: показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; показать, как преобразуются античные образы в литературе.
1. Проверка домашнего задания (объяснение значения выражений)
-
Титаническая борьба
Титаны (др.-греч.Τιτάν) — в древнегреческой мифологиибоги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз, Лето и других.
-
Титаническая борьба – изнурительная, тяжелая, требующая многих усилий
-
Панический страх
Пан - (греч. Πάν) — в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) — как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.
-
Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и их обитателей, даже мать ужаснулась его безобразному виду: ребенок явился на свет рогатым, с копытцами, с расплющенным носом и козлиной бородкой… Едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше напугал свою родительницу. Но ведь дитя было маленьким богом, и боги на Олимпе встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, он изобрел флейту и превосходно на ней играл.А откуда же пошло выражение панический страх? Когда пастух или зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, то были уверены, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника.
-
Олимпийское спокойствие
Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп, высящаяся на 2917 метров над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина почти всегда закрыта облаками; именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении эллинов местом пребывания небожителей.
-
В связи с этим греческие боги получили прозвание «олимпийцев» — жителей Олимпа, а присущие им величие, спокойствие и другие качества стали именоваться «олимпийскими». Скоро слово это стало означать просто превосходную степень; в этом смысле употребляем его и мы. У нас «олимпийское спокойствие» или «величие» — невозмутимое, предельное, как у древнего бога.
-
Муки Тантала
Тантал — царь Коринфа (вариант: Лидии, Аргоса или Сипила во Фригии), и сын Зевса(или Тмола), отец Пелопа и Ниобы. Был любимцем богов, посещал пиры и собрания на Олимпе. Возгордившись, он оскорбил богов и был ими низвергнут в Аид. Мифы по-разному объясняют вину Тантала: а) он разгласил людям тайные решения Зевса; б) похитил со стола богов нектар и амброзию, которые давали бессмертие, и угощал ими людей; в) желая узнать, всеведущи ли боги, пытался накормить их мясом своего сына Пелопа.
-
Его преступление было раскрыто, и возмездие было страшным. В царстве мертвых Тантал вечно стоит по горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисают гроздья сочных плодов. Но стоит ему наклониться - вода уходит вниз; стоит поднять руку - ветер вскидывает ветки. Терзаемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусает свои руки несчастный Тантал; а танталовыми муками люди называют страдания, причиняемые близостью чего-либо крайне необходимого, желанного, что находится рядом, под руками, и все же недоступно.
-
Сизифов труд
- Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными.
- Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.
-
Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.
-
2. Работа над понятиями миф» и «легенда»
Чтение определения слова «легенда», запись в тетрадь. Обсуждение: что общего, чем различаются мифы и легенды.
-
3. Геродот. Легенда об Арионе
- Геродот — древнегреческий историк.
- Арио́н — греческий лирический поэт и певец
-
Легенда об Арионе
Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее
-
4. Чтение легенды, беседа по вопросам
- Когда и где происходит действие легенды?
- Почему Арион оказался именно на этом корабле?
- Как изображены эти мореходы? Почему они пытались убить Ариона?
- Каким показан Периандр?
- Что в образе Ариона особенно привлекает?
- Почему это произведение называется легендой?
- Что главное узнали из легенды?
-
5. Работа со стихотворением А. С. Пушкина «Арион»
Нас было много на челне;Иные парус напрягали,Другие дружно упиралиВ глубь мощны веслы. В тишинеНа руль склонясь, наш кормщик умныйВ молчанье правил грузный чёлн;А я — беспечной веры полн, —Пловцам я пел... Вдруг лоно волнИзмял с налету вихорь шумный...Погиб и кормщик и пловец! —Лишь я, таинственный певец,На берег выброшен грозою,Я гимны прежние поюИ ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.
-
Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
-
Д/з
- Прочитать статью учебника о Гомере
-
Использованные ресурсы
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.