Презентация на тему "Литературная эмиграция 20 - 30 гг."

Презентация: Литературная эмиграция 20 - 30 гг.
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Литературная эмиграция 20 - 30 гг." по литературе. Состоит из 69 слайдов. Размер файла 1.65 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Литературная эмиграция 20 - 30 гг.
    Слайд 1

    Литературная эмиграция 20 - 30 гг.

    РГПУ им А.И. Герцена Институт народов Севера Выполнила студентка IV курса этнокультурологии Окотэтто Н.И Преподаватель: к.и.н. Лапина И. А. Санкт-Петербург 2011

  • Слайд 2

    Ты – в сердце, Россия! Ты – цель и подножье, Ты в ропоте крови, в смятенье мечты! И мне ли плутать в этот век бездорожья? Мне светишь по-прежнему ты… (В. Набоков )

  • Слайд 3

    План:

    1. Введение. 2. Термины. 3. Положение русской литературы в изгнании. 4. Старшее поколение писателей-эмигрантов. 5. Младшее поколение писателей в эмиграции. 6.Центры рассеяния. 7. Основные события жизни русской литературной эмиграции. 8. Литературно-общественные издания русской эмиграции. 9. Заключение. 10. Источники.

  • Слайд 4

    Введение.

    Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина.

  • Слайд 5

    Положение русской литературы в изгнании.

     Понятие "русское зарубежье" возникло и оформилось после октябрьского переворота, когда Россию массово начали покидать беженцы. Эмиграция существовала и в царской России (так первым русским писателем-эмигрантом считают Андрея Курбского, жившего в 16 в.), но не носила такого масштабного характера. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния - Берлине, Париже, Харбине - была сформирована "Россия в миниатюре", сохранившая все черты русского общества. 

  • Слайд 6

    За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим: в прошлом - потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем - жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 20-х годов стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью: большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы "Рено" или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста. 

  • Слайд 7

    Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич.

  • Слайд 8

    Бунин Иван Алексеевич (1870-1953).

    Писатель, прозаик, поэт, переводчик из старого дворянского рода. «Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» Поэзия Ивана Бунина отличается постоянством мироощущения, жизнелюбием, близостью к природе. Всю жизнь поэт старался передать органичность природы, неповторимость всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом.

  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Аверченко Аркадий Тимофеевич — писатель, драматург, театральный критик. 

  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    ДОН АМИНАДО

    (настоящее имя Аминад Петрович Шполянский) русский поэт, журналист, мемуарист. Родился в мещанской семье. В 1906 г. окончил Елизаветградскую классическую гимназию, поступил на юридический ф-т Новороссийского ун-та (Одесса).

  • Слайд 15

    Зайцев Борис Константинович

    (29.01[10.02].1881—28.01. 1972), писатель, очеркист, мемуарист, переводчик. Родился в Орле в дворянской семье.

  • Слайд 16

    КУПРИН Александр Иванович

    [26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат Пензенской губернии — 25 августа 1938, Ленинград], русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

  • Слайд 17

    Ремизов, Алексей Михайлович (1877–1957), рус. прозаик и драматург.

  • Слайд 18

    Северянин Игорь Васильевич

    (Игорь Васильевич Лотарев). Род. 1887, ум. 1941. Поэт-эгофутурист. Автор подчеркнуто эстетизированных, вычурных салонных стихов («поэз»), в которых использовал новые, ранее не существовавшие слова: лимоннолистый, грезофарс, драприть, повсесердно, озверить и др. 

  • Слайд 19

    (наст. фамилия -Лохвицкая, по мужу - Бучинская) (1872-1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям - 27 апреля (9 мая) 1872 в С.-Петербурге.

  • Слайд 20

    Саша Чёрный (1/13) октября 1880 -  5 августа 1932) – русский поэт серебряного века, прозаик, автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

  • Слайд 21

    (настоящая фамилия Ландау) Марк Александрович (1886, Киев – 1957, Ницца), русский писатель, учёный-химик, мыслитель, публицист. 

  • Слайд 22

    ИВАНОВ, Георгий Владимирович (1894-1958). Российский поэт, Франция.

  • Слайд 23

    1886 Владислав Фелицианович Ходасевичрусский поэт, литературный критик, мемуарист.

  • Слайд 24

    Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист.

  • Слайд 25

    Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940)

    Русский писатель. После окончания университета он получил медицинское образование, работал врачом. Но со временем Булгаков решил оставить медицину и начал писать. Уже в юности он любил шутки, выдумки, мистификации – всё это проявилось в его творчестве. Творческое наследие Булгакова богато и разнообразно – это пьесы, повести, рассказы, романы. Для театра Сатиры он написал пьесу «Иван Васильевич» – комедию об Иване Грозном, попавшем в советскую эпоху. 

  • Слайд 26

    Лосский Владимир Николаевич (1903–1958)

    Русский богослов, сын Н.О. Лосского. Родился 7 июня 1903 в Петербурге. В 1920–1922 гг. учился в Петроградском университете. Вместе с отцом выслан из России в 1922 г. Сначала проживал в Праге, затем перехал в Париж. Изучал историю, богословие и философию в Сорбонне (окончил в 1927 г.).

  • Слайд 27

    Лев Платонович Карсавин

    русский религиозный философ. Брат Т. П.Карсавиной. Окончил Петербургский университет по специализации «история западноевропейского средневековья». После получения высшего образования и защиты диссертации стал профессором в университете в Петербурге при кафедре истории.

  • Слайд 28

    Сергей Васильевич Рахманинов(1873-1943)

    Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов.

  • Слайд 29

    Илья Ефимович Репин

    родился 24 июля 1844 года, в городе Чугуеве, в семье военного поселенца. Обучение начал с уроков дьячка и пономаря, с 1855 года поступил в топографическую школу, в которой занимался недолго — военное поселение упразднили, школу закрыли. С 13 лет брал уроки живописи у И. Бунакова в Чугуеве и в 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился у И. Н. Крамского и Р. К. Жуковского. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» получил малую золотую медаль.

  • Слайд 30

    Константин Алексеевич Коровин

    1861 Москва - 1939 Париж Русский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей. 

  • Слайд 31

    Антон Павлович Чехов(1860 — 1904 гг.)

        Родился 17 января (29 н. с.) 1860 г. в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке. В 1868 г. поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. 

  • Слайд 32

    Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина. 

  • Слайд 33

    В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие читателей, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.

  • Слайд 34

    Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы - возможность говорить, писать, публиковать созданное без оглядки на тоталитарный режим, политическую цензуру. Это, однако, не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность спасшихся от террора писателей, а многообразие свободных творческих поисков. 

  • Слайд 35

    В новых непривычных условиях ("Здесь нет ни стихии живого быта, ни океана живого языка, питающих работу художника", - определял Б.Зайцев) писатели сохранили не только политическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования. 

  • Слайд 36

    Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколения исповедовали позицию "сохранения заветов", самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением (поэзия Г.Иванова, "парижской ноты"), появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Г.Газданов).

  • Слайд 37

    Старшее поколение писателей-эмигрантов.

     Стремление "удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое" (Г.Адамович) - в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя еще в дореволюционной России. К старшему поколению писателей относят: Ив.Бунина, Ив.Шмелева, А.Ремизова, А.Куприна, З.Гиппиус, Д.Мережковского, М.Осоргина. Литература "старших" представлена преимущественно прозой. В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги: "Жизнь Арсеньева" (Нобелевская премия 1933), "Темные аллеи" Ив.Бунина; "Солнце мертвых", "Лето Господне", "Богомолье Ив.Шмелева"; "Сивцев Вражек" М.Осоргина; "Путешествие Глеба", "Преподобный Сергий Радонежский" Б.Зайцева; "Иисус Неизвестный" Д.Мережковского. А.Куприн выпускает два романа "Купол святого Исаакия Далматского и Юнкера", повесть "Колесо времени". Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний "Живые лица" З.Гиппиус. 

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали И.Северянин, С.Черный, Д.Бурлюк, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Вяч.Иванов. В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам - Г.Иванову, Г.Адамовичу, В.Ходасевичу, М.Цветаевой, Б.Поплавскому, А.Штейгеру и др. Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по "вечной России", события революции и гражданской войны, историческое прошедшее, воспоминания о детстве и юности. 

  • Слайд 40

    Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых: Ив.Бунин пишет о Толстом (Освобождение Толстого), М.Цветаева - о Пушкине (Мой Пушкин), В.Ходасевич - о Державине (Державин), Б.Зайцев - о Жуковском, Тургеневе, Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии), М.Цетлин о декабристах и могучей кучке (Декабристы: судьба одного поколения, Пятеро и другие). Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не затронутый великой катастрофой, видится "с другого берега" идиллическим, просветленным: поэтизирует прошлое Ив.Шмелев (Богомолье, Лето Господне), события юности реконструирует А.Куприн (Юнкера), последнюю автобиографическую книгу русского писателя-дворянина пишет Ив.Бунин (Жизнь Арсеньева), путешествие к "истокам дней" запечатлевают Б.Зайцев (Путешествие Глеба) и А.Толстой (Детство Никиты). Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской войны. 

  • Слайд 41

    События гражданской войны и революции перемежаются со снами, видениями, уводящими в глубь народного сознания, русского духа в книгах А.Ремизова "Взвихренная Русь", "Учитель музыки", "Сквозь огнь скорбей". Скорбной обличительностью насыщены дневники Ив.Бунина "Окаянные дни". Роман М.Осоргина "Сивцев Вражек" отражает жизнь Москвы в военные и предвоенные годы, во время революции. Ив.Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму - эпопею "Солнце мертвых", которую Т.Манн назвал "кошмарным, окутанным в поэтический блеск документом эпохи". Осмыслению причин революции посвящен "Ледяной поход" Р.Гуля, "Зверь из бездны" Е.Чирикова, исторические романы примкнувшего к писателям старшего поколения М.Алданова (Ключ, Бегство, Пещера), трехтомный Распутин В.Наживина. 

  • Слайд 42

    Сополагая "вчерашнее" и "нынешнее", старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции. Это обусловило и эстетический консерватизм "старших": "Пора бросить идти по следам Толстого? - недоумевал Бунин. - А по чьим следам надо идти?". 

  • Слайд 43

    Младшее поколение писателей в эмиграции.

     Иной позиции придерживалось младшее "незамеченное поколение" (термин писателя, литературного критика В.Варшавского), зависимое от иной социальной и духовной среды, отказавшееся от реконструкции безнадежно утраченного. К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России: В.Набоков, Г.Газданов, М.Алданов, М.Агеев, Б.Поплавский, Н.Берберова, А.Штейгер, Д.Кнут, И.Кнорринг, Л.Червинская, В.Смоленский, И.Одоевцева, Н.Оцуп, И.Голенищев-Кутузов, Ю.Мандельштам, Ю.Терапиано и др. Их судьба сложилась различно. В.Набоков и Г.Газданов завоевали общеевропейскую, в случае Набокова, даже мировую славу. М.Алданов, начавший активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском журнале "Современные записки", примкнул к "старшим". 

  • Слайд 44

    Владимир Набоков

    Родился писатель 22 апреля 1899 года в Петербурге в аристократической семье Владимира Дмитриевича Набокова и Елены Дмитриевны Рукавишниковой. Надо сказать, с самого детства Володя был чрезвычайно влюбчив. В пятилетнем возрасте он увлёкся румынской темноглазой девочкой со странной фамилией Гика. Через пять лет, когда семья Набоковых отдыхала в Биаррице, влюбился в Зиночку, дочь сербского врача.

  • Слайд 45

    Гайто Газданов (псевдоним; настоящее имя - Георгий Иванович Газданов)

    русский писатель. Родился в Санкт-Петербурге в семье лесовода. Учился в полтавском кадетском корпусе, в харьковской гимназии. В неполных шестнадцать лет Газданов стал стрелком на бронепоезде в Добровольческой армии, в 1920 с остатками армии эвакуировался в Константинополь. В Болгарии получил среднее образование, в 1923 приехал в Париж.

  • Слайд 46

    Довид Кнут (Дувид Меерович Фиксман)Поэт, участник французского Сопротивления. Жил в Оргееве, Кишинёве, Париже, Тель-Авиве

  • Слайд 47

    7 ноября года 1886 родился Алданов Марк Александрович. Алданов (настоящая фамилия — Ландау) Марк Александрович родился 7 ноября (25 октября ст.с.) 1886 г. в Киеве в интеллигентной семье богатого сахарозаводчика. Получил прекрасное образование. В восемнадцать лет окончив классическую гимназию, свободно владел немецким, французским, английским языком, знал латинский и древнегреческий. 

  • Слайд 48

    Михаил Агеев - псевдоним российского писателя Марка Лазаревича Леви. Марк Леви родился в еврейской семье купца первой гильдии Лазаря Леви, служившего в крупной меховой фирме. После смерти отца.

  • Слайд 49

    Поплавский Борис Юлианович

    поэт и прозаик русского зарубежья (первая волна эмиграции).. Родился 24 мая (6 июня) в Москве, в польско-литовско-украинской семье. Отец — закончил Московскую консерваторию (ученик П. И. Чайковского), но оставил музыку и занимался промышленной деятельностью.

  • Слайд 50

    Нина Николаевна Берберова

    (1901 - 26.09.1993), поэтесса, автор замечательных книг ("Железная женщина", "Люди и ложи", биографии Чайковского и Бородина) и воспоминаний ("Курсив мой"), жена поэта Владислава Ходасевича.

  • Слайд 51

    Первый исследователь эмигрантской литературы Г.Струве писал: "Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы - критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная проза". Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику: В.Набоков "Другие берега", Н.Берберова "Курсив мой", Ю.Терапиано "Встречи", В.Варшавский "Незамеченное поколение", В.Яновский "Поля Елисейские", И.Одоевцева "На берегах Невы", "На берегах Сены", Г.Кузнецова "Грасский дневник". 

  • Слайд 52

    Своеобразно преломился опыт русского эмигранта и в первом романе В.Набокова "Машенька", в котором путешествие к глубинам памяти, к "восхитительно точной России" высвобождало героя из плена унылого существования. Блистательных персонажей, героев-победителей, одержавших победу в сложных, а подчас и драматичных, жизненных ситуациях, Набоков изображает в своих романах "Приглашение на казнь", "Дар", "Ада", "Подвиг". Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни - таков пафос творчества Набокова, скрывавшийся за игровой доктриной и декларативным эстетизмом. В эмиграции Набоков также создает: сборник рассказов "Весна в Фиальте", мировой бестселлер "Лолита", романы "Отчаяние", "Камера обскура", "Король, дама, валет", "Посмотри на арлекинов", "Пнин", "Бледное пламя" и др. 

  • Слайд 53

    В промежуточном положении между "старшими" и "младшими" оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе еще в России: В.Ходасевич, Г.Иванов, М.Цветаева, Г.Адамович. В эмигрантской поэзии они стоят особняком. М.Цветаева в эмиграции переживает творческий взлет, обращается к жанру поэмы, "монументальному" стиху. В Чехии, а затем во Франции ей написаны: "Царь-девица", "Поэма Горы", "Поэма Конца", "Поэма воздуха", "Крысолов", "Лестница", "Новогоднее", "Попытка комнаты". 

  • Слайд 54

    Центры рассеяния

    . Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской культуры в начале 20-х годов. Здесь оказались бежавшие с Врангелем из Крыма русские белогвардейцы, которые затем рассеялись по Европе. В Константинополе в течение нескольких месяцев издавался еженедельник "Зарницы", выступал А.Вертинский. Значительная русская колония возникла и в Софии, где выходил журнал "Русская мысль". В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции стал Берлин. Русская диаспора в Берлине до прихода к власти Гитлера составляла 150 тысяч человек. 

  • Слайд 55

    Русские эммигранты в Болгарии

    Генерал Врангель и британский генерал Харингтон.Константинополь, 1921 г.

  • Слайд 56

    С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика - Пушкин, Толстой, произведения современных авторов - Ив.Бунина, А.Ремизова, Н.Берберовой, М.Цветаевой, был восстановлен Дом искусств (по подобию петроградского), образовалось содружество писателей, музыкантов, художников "Веретено", работала "Академия прозы". Существенная особенность русского Берлина - диалог двух ветвей культуры - зарубежной и оставшейся в России. В Германию выезжают многие советские писатели: М.Горький, В.Маяковский, Ю.Тынянов, К.Федин. Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии начался экономический кризис, центр эмиграции переместился в Париж - с середины 20-х годов - столицу русского зарубежья. 

  • Слайд 57

    К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев. В Париже живут: Ив.Бунин, А.Куприн, А.Ремизов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Г.Газданов, Б.Поплавский, М.Цветаева и др. С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и групп, ведущую позицию среди которых занимала "Зеленая лампа". "Зеленая лампа" была организована в Париже З.Гиппиус и Д.Мережковским, во главе общества встал Г.Иванов. На заседании "Зеленой лампы" обсуждались новые книги, журналы, речь шла о русских литераторах старшего поколения. "Зеленая лампа" объединяла "старших" и "младших", в течение всех предвоенных лет была наиболее оживленным литературным центром Парижа. 

  • Слайд 58

    Молодые парижские литераторы объединились в группу "Кочевье", основанную ученым-филологом и критиком М.Слонимом. С 1923 по 1924 в Париже собиралась также группа поэтов и художников "Через". Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись культурной и литературной жизни русского зарубежья. В дешевых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась новая школа эмигрантской поэзии, известная как "парижская нота". Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом Второй мировой войны, когда, по словам В.Набокова, "станет на русском Парнасе темно". Русские писатели-эмигранты останутся верны приютившей их стране, оккупированному Парижу. 

  • Слайд 59

    Термин "Сопротивление" возникнет и приживется в среде русских эмигрантов, многие из которых окажутся его активными участниками. Г.Адамович запишется добровольцем на фронт. Писательница З.Шаховская станет сестрой в военном госпитале. Мать Мария (поэтесса Е.Кузьмина-Караваева) погибнет в немецком концлагере, расточая духовную помощь и поддержку, Г.Газданов, Н.Оцуп, Д.Кнут примкнут к Сопротивлению. Ив.Бунин в горькие годы оккупации напишет книгу о торжестве любви, человеческого начала (Темные аллеи). 

  • Слайд 60

    Восточные центры рассеяния - Харбин и Шанхай. Молодой поэт А.Ачаир организует в Харбине литературное объединение "Чураевка". Собрания "Чураевки" включали до 1000 человек. За годы существования "Чураевки" в Харбине было выпущено более 60 поэтических сборников русских поэтов. В харбинском журнале "Рубеж" печатались поэты А.Несмелов, В.Перелешин, М.Колосова. Существенное направление харбинской ветви русской словесности составит этнографическая проза (Н.Байков "В дебрях Маньчжурии", "Великий Ван", "По белу свету"). С 1942 литературная жизнь сместится из Харбина в Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага. 

  • Слайд 61

    В Праге был основан Русский народный университет, приглашено 5 тысяч русских студентов, которые могли продолжить образование на казенном коште. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов. Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл "Пражский лингвистический кружок". С Прагой связано творчество М.Цветаевой, которая создает в Чехии лучшие свои произведения. До начала второй мировой войны в Праге выходило около 20 русских литературных журналов и 18 газет. Среди пражских литературных объединений - "Скит поэтов", Союз русских писателей и журналистов. 

  • Слайд 62

    Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США. Писатель Г.Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал здесь русское издательство "Алатас". Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго. 

  • Слайд 63

    Основные события жизни русской литературной эмиграции.

     Одним из центральных событий жизни русской эмиграции станет полемика В.Ходасевича и Г.Адамовича, продолжавшаяся с 1927 по 1937. В основном полемика разворачивалась на страницах парижских газет "Последние новости" (печатался Адамович) и "Возрождение" (печатался Ходасевич). В.Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского языка и культуры. Он ратовал за мастерство, настаивал на том, что эмигрантская литература должна наследовать величайшие достижения предшественников, "привить классическую розу" к эмигрантскому дичку. 

  • Слайд 64

    Вокруг Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток": Г.Раевский, И.Голенищев-Кутузов, Ю.Мандельштам, В.Смоленский. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и правдивости "человеческих документов", возвышал голос в защиту "черновиков, записных книжек". В отличие от В.Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям эмиграции гармонию пушкинского языка, Адамович не отвергал упадническое, скорбное мироощущение, а отражал его. Г.Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю русской зарубежной литературы под именем "парижской ноты" (А.Штейгер, Л.Червинская и др.). К литературным спорам Адамовича и Ходасевича присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции А.Бем, П.Бицилли, М.Слоним, а также В.Набоков, В.Варшавский. 

  • Слайд 65

    На атмосферу русской литературы в изгнании значительным образом повлияет полемика сменовеховцев и евразийцев. В 1921 в Праге вышел сборник Смена вех (авторы Н.Устрялов, С.Лукьянов, А.Бобрищев-Пушкин - бывшие белогвардейцы). Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя родины пойти на компромисс с большевиками. В среде сменовеховцев зародится национал-большевизм - "использование большевизма в национальных целях". Трагическую роль сменовеховство сыграет в судьбе М.Цветаевой, муж которой С.Эфрон был завербован советскими службами. В том же 1921 в Софии был выпущен сборник "Исход к Востоку". Авторы сборника (П.Савицкий, П.Сувчинский, князь Н.Трубецкой, Г.Флоровский) настаивали на особом промежуточном положении России - между Европой и Азией, видели Россию как страну с мессианским предназначением. На евразийской платформе выходил журнал "Версты", в котором печатались М.Цветаева, А.Ремизов, А.Белый.

  • Слайд 66

    Литературно-общественные издания русской эмиграции

     НазваниеПоэты Парижской ноты: В Россию ветром строчки занесет...  ИздательствоМОЛОДАЯ ГВАРДИЯ  ISBN5235025253  Год выпуска2003  Кол-во страниц384  СерияБиблиотека лирической поэзии "Золотой жираф"  СтранаРоссия  Формат70*100/32  Оформление / тип поставки, твердый,  Вес, г316 . "Современные записки", издававшиеся эсерами В.Рудневым, М.Вишняком, И.Бунаковым (Париж, 1920-1939, основатель И.Фондаминский-Буняков). Стихотворения Г.Иванова, Сивцев Вражек М.Осоргина, Хождение по мукам А.Толстого, Ключ М.Алданова, автобиографическая проза Шаляпина. журнал "Русские записки", произведения А.Ремизова, А.Ачаира, Г.Газданова, И.Кнорринг, Л.Червинскую. журнал "Числа" (Париж, 1930-1934, ред. Н.Оцуп).

  • Слайд 67

    Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган республиканско-демократического объединения "Последние новости", монархическое выражавшее идею Белого движения "Возрождение", газеты "Звено", "Дни", "Россия и славянство". Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции - неотъемлемая часть русской культуры ХХ века, блистательная и трагическая страница в истории русской литературы.

  • Слайд 68

    Заключение

    Знаковый символ эмигрантской культуры возник в 1924 - 1925 гг., когда пушкинский праздник был осознан эмигрантами как момент единения и реализации своей культурной миссии. Имя А.С. Пушкина стало основой «идеологии» эмиграции, средством ее культурного единения и духовного выживания. Юбилейные торжества в честь Пушкина стали последним усилием культуры русской эмиграции первой волны. Уходили старики, которые помнили старую Россию. А вместе с ними ушла надежда вернуться. Молодым предстояло прижиться на чужбине: учить чужой язык и усваивать обычаи другой страны. Миссия сохранения русской культуры исчерпала себя, уступив место задаче адаптации. Остаткам Серебряного века предстояло войти в европейскую культуру, обогатив ее.

  • Слайд 69

    Источники

    Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997. Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб., 2001.     Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. М., 1993. Ипполитов С.С., Катаева А.Г. «Не могу оторваться от России…» Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. М., 2000. Казнина О.А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине XX века. М., 1997. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Париж, 1970. Культурное наследие российской эмиграции, 1917 - 1940. В 2-х кн. М., 1994. Литература русского зарубежья, 1920 – 1940. В 5 т. М., 1993 – 1996. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, 1918 – 1940. М., 1997. Милюков П.Н. Живой Пушкин. М., 1997. Милюков П.Н. Эмиграция на перепутье. Париж, 1926. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991. Назаров М., Миссия русской эмиграции. М., 1994. Рейтман М., Знаменитые эмигранты из России. Ростов н/Д, 1999.. Россия в изгнании. М., 1999. Рощин М., Иван Бунин. М., 2000. Русская литература в эмиграции: Сборник статей /Под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20 – 40-х годов. М., 2000. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции в 1920-х гг. М., 1991. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Париж, 1984.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке