Презентация на тему "Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика"

Презентация: Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика" рассказывает о исторической ситуации, общественных течения, журнальной и издательской деятельности, литературно-художественных направлениях, поэзии и прозе.

Краткое содержание

1. Историческая ситуация.
2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.
3. Литературно-художественные направления.
4. Проза.
5. Драматургия.
6. Поэзия.

Содержание

  • Презентация: Литературный процесс второй половины 19 века. Общая характеристика
    Слайд 1

    Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика

    План:

    1. Историческая ситуация.2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.3. Литературно-художественные направления.4. Проза.5. Драматургия.6. Поэзия.

    Солодченкова Ю.К

  • Слайд 2

    В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.

    М. Горький

  • Слайд 3

    1. Историческая ситуация

    Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

    Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

    19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.

  • Слайд 4

    Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.

  • Слайд 5

    2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.

    « У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разбивается, и даже не на кучки, а уж на единицы».

    Ф.М. Достоевский, 1876 год.

  • Слайд 6

    Общественные течения

    • Западничество
    • Славянофильство
    • Нигилизм
    • Народничество
    1. Россия должна пойти по западноевропейскому пути развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.
    2. Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.
    3. Решительное отрицание господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения.
    4. Россия должна идти по социалистическому пути развития, минуя капитализм через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.
  • Слайд 7

    Журналы

    Русскую литературу называют «журнальной».

  • Слайд 8

    3. Литературно-художественные направления

    Реализм - направление, стремящееся к изображению действительности.

    Натурализм - точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности.

    Импрессионизм - воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.

    Символизм - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.

  • Слайд 9

    4. Проза

    • глубокий психологизм,
    • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
    • высокий уровень литературного языка.

    Ведущий жанр – Р О М А Н.

  • Слайд 10

    5. Драматургия

    • А.В.Сухово-Кобылин
    • А.К.Толстой
    • А.Н.Островский
    • А.П.Чехов
  • Слайд 11

    6. Поэзия

    НАПРАВЛЕНИЯ:

    гоголевское:

    • реалистическое демократическое искусство

    пушкинское:

    • «чистое» искусство
  • Слайд 12

    Литературная борьба

    • «Современник»
    • «Русское слово»
    • «Отечественные записки»
    • «Библиотека для чтения»
    • «Русский вестник»

    Солодченкова Ю.К

  • Слайд 13

    «Современник»

    • 1836 г. – основан А.С. Пушкиным
    • 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
  • Слайд 14
    • В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев и Н.А Некрасов.
  • Слайд 15

    В.Г. Белинский – руководитель критического отдела

    • А.И. Герцен
    • Н.П. Огарев
    • И.С.Тургенев
    • Д.В. Григорович
    • Ф.М. Достоевский
    • Л.Н. Толстой
    • А.А. Фет
  • Слайд 16

    Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому.

    • Н.А.Некрасов
    • Н.Г. Чернышевский
    • Н.А. Добролюбов
  • Слайд 17

    Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

    Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

  • Слайд 18

    Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки. Начальник корпуса жандармов Тимашев.

    В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон»

  • Слайд 19
    • 1863 г. – «Что делать?» Н.Г. Чернышевского
    • 1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова
  • Слайд 20

    1866 г. – закрытие «Современника».

    Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова٭… считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя.

    Г.З. Елисеев.

  • Слайд 21

    «Русское слово»

    Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге. Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литературно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотрудниками стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева. По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличение самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» выступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцова. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвергался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен.

  • Слайд 22

    «Отечественные записки»

    Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому. Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов).

  • Слайд 23

    Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика). С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов, и Г. З. Елисеева (публицистика).

  • Слайд 24

    После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.

  • Слайд 25

    «Библиотека для чтения»

  • Слайд 26

    Сатирическая журналистика

    Не льстивый бард, не громкий лирик,Не оды сладеньких певцов,А вдохновенный злой сатирик –Поток правдивых горьких словНужны России…

    Н.А. Добролюбов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке