Содержание
-
Любовь святая…(Святые Пётр и Феврония Муромские)
Презентацию подготовила Трифонова Алёна Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 547 г. Москвы
-
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
«Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому… Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…»
-
Святые Пётр и Феврония Муромские
-
Пётр и Феврония Муромские
Пётр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.
-
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
История их любви осталась в местных преданиях и изображена в «Повести о Петре и Февронии», написанная в XVI в. Священнослужителем Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразм), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
-
Пётр и Феврония
О святых князе Петре и княгине Февронии достоверно известно крайне мало. Даже имена, под которыми они прославлены, до сих пор вызывают споры, поскольку неясно, какие имена у князя и княгини были крещальными, а какие иноческими. Так, по мнению одних исследователей, Пётр и Феврония – крещальные имена благоверных князя и княгини; по версии других исследователей, - имена иноческие, а крещальными именами князя и княгини являются упомянутые в летописи имена Давид и Ефросиния.
-
Происхождение Муромских Святых
Благоверный князь Пётр был потомком Ярослава Святославича, прославленного Церковью под монашеским именем Константина – младшего сына князя Святослава Ярославича Черниговского. Согласно летописным источникам Пётр (Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. До нас не дошло никаких сведений о детстве и юности благоверного князя Петра. Лишь «Повесть» сохранила романтическую историю о змее, якобы прилетавшем к невестке святого и за это убитым князем Петром. Но никакого подтверждения этой удивительной истории нет.
-
Согласно преданиям, будущая княгиня Феврония была дочерью простого бортника-древолаза, собирающего мед диких пчел. Родина ее – небольшая деревенька Ласково под Рязанью (деревня существует поныне). В детстве и юности ее отношения с земляками не складывались, так как Феврония неординарной – одновременно мечтательной и набожной. До сих пор в Ласково показывают орешник, где Феврония подолгу молилась под ореховым кустом. Такой выбор места для молитвы вызывал удивление у ее земляков. Еще более их удивляло ее пренебрежение традициями и обычаями, сохранившимися с языческих времен.
-
Отголоски пренебрежения обычаями и традициями отразились и на страницах «Повести», в которой говорится о том, что посланный князем отрок застал Февронию за ткацким станком – дело было летом, а в то время считалось, что заниматься ткачеством можно только зимой, дабы не обидеть духов-покровителей. Но Феврония на такие суеверия не обращала никакого внимания, за что односельчане почитали Февронию юродивой. Также осуждали Февронию за то, что она была лекаркой и приручала диких животных. «…И зашел [отрок] в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». (Отрывок из «Повести»)
-
Как встретили друг друга Пётр и Феврония
Житие и летописи не говорят о знакомстве будущих супругов; только «Повесть» рассказывает о том, как могли познакомиться наследник Муромского княжества и дочь бортника-древолаза. Согласно «Повести», после поединка со змеем князь Пётр покрылся струпьями от брызг змеиной крови. «Пётр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его. Прослышал Пётр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог». (Отрывок из «Повести»).
-
Исцеление князя Петра
Как же произошло чудесное исцеление благоверного князя Петра? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то говорит о том, что Пётр получил исцеление благодаря молитвам Февронии; другие полагают, что князь был вылечен благодаря лекарским секретам, ведомым юной девушке; третьи, подобно древним ласковцам, подозревают Февронию в колдовстве.
-
Так описано исцеление в «Повести»: «Она же [Феврония], взяв небольшую плошку, зачерпнула ей хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!.. …Потом князь Пётр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни… И дивился он столь быстрому исцелению».
-
Свадьба князя и княгини
Согласно преданиям, венчание было назначено на Петров день (празднование святых апостолов Петра и Павла). Следует заметить, эти предания совпадают с некоторыми историческими сведениями, особенно в том случае, если крещальным именем князя было именно Пётр. Многие князья старались приурочить свадьбу к собственному дню ангела. Рассказывая о венчании в Петров день, ласковцы добавляют, что Феврония, говоря о будущей свадьбе, предсказала – венчаться они поедут на санях. Поскольку дело было летом, никто не поверил ее словам. Но настал Петров день – и вдруг выпадает обильный снег. Несмотря на то, что он быстро растаял, в церковь невесте пришлось ехать на санях.
-
Супружеская жизнь праведных князя и княгини
Говоря о том, какой была жизнь молодой супружеской пары в Муроме, житие ограничивается лишь общими фразами: «… любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании».
-
«Повесть» и местные предания говорят об этом более подробно. Бояре невзлюбили молодую княгиню-простолюдинку: «Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!»
-
Изгнание из Мурома
Неизвестно, сколько правил князь Пётр Муромом до того, как местные бояре решили «показать путь» своему князю. Однако и «Повесть», и местные предания единодушно называют причину – незнатное происхождение его княгини. Местные предания говорят, что бояре припомнили нелюбимой княгине не только низкое происхождение, но и обвиняли ее в связях с нечистой силой. «Повесть» описывает изгнание князя и княгини более красочно: князь Пётр предлагает сделать выбор самой Февронии. Она же устраивает боярам игру в загадки, не желая никаких сокровищ, но только своего супруга: «Обещала я вам, что, чего ни попросите, получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!»
-
Возвращение в город
Но изгнание продолжалось недолго. В Муроме, как и в любом городе с сильным влиянием народного веча, сразу же начинаются нестроения. Выплеснулась наружу и вражда бояр. Вскоре пришлось звать князя Петра с княгиней Февронией обратно в Муром: «И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали, обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»
-
Уход в монастырь
Прожив счастливую и достойную жизнь, святые Пётр и Феврония решили оставить мир. Некоторые исследователи причиной ухода в монастырь считают безвременную кончину старшего сына Святослава. Житие называет другую причину – болезнь самого князя Петра. «Повесть» же и местные предания говорят о том, что святым супругам хотелось достойно, вдали от мирской суеты, в молитве подготовиться к переходу в вечность. Супруги, разойдясь по муромским обителям, приняли монашеский постриг. Не имея возможности увидеться и поговорить – согласно каноническим правилам, супруги, принявшие монашество, должны избегать близкого общения – святые посылали друг другу письма, в которых вели между собою духовные беседы.
-
Кончина Святых Петра и Февронии
Согласно «Повести», святые заранее приготовили для себя общий каменный гроб, в котором и завещали похоронить их. Этот гроб был поставлен в кафедральном соборе, где и находилась княжеская усыпальница.
-
Кончина Святых Петра и Феврония
Так описывает «Повесть» приближение кончины князя и княгини: «В то время когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго мужу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха… И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня… Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которых они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе…»
-
«Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им»
«…Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас Своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед Владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»
-
День семьи, любви и верности
С 2008 года в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских – 8 июля. Несмотря на то, что история праздника насчитывает всего несколько лет, он уже имеет свою награду – медаль за любовь и верность, которая вручается лучшим семьям России. С одной стороны медали изображается символ праздника «ромашка», с оборотной – лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: «За любовь и верность семье».
-
В кругу семьи
В 2008 году стартовала общенациональная программа «В кругу семьи». В рамках этой программы был установлен ряд памятников святым Петру и Февронии в различных городах России.
-
Памятник в Муроме
-
Памятник в Архангельске
-
Памятник в Ейске
-
Памятник в Омске
-
Памятник в Абакане
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.