Презентация на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Презентация: Любовная лирика А.С. Пушкина
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина" помогает вызвать интерес к личности и творчеству Александра Сергеевича Пушкина, раскрыть духовный потенциала и творческое воображение учащихся, создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Краткое содержание

  1. Цель и задачи
  2. Любовь – источник поэзии
  3. Гоголь о лирике Пушкина
  4. «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  5. Любовь - мелодия
  6. Адресаты любовной лирики

Содержание

  • Презентация: Любовная лирика А.С. Пушкина
    Слайд 1

    Любовная лирика А.С. Пушкина

    Я помню чудное мгновение:

    Любви все возрасты покорны,Ёе порывы благотворны…

    А.С. Пушкин

  • Слайд 2

    Цель:

    • Изучение любовной лирикой Пушкина

    Задачи:

    • Вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
    • Раскрыть духовный потенциала и творческое воображение учащихся
    • Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
  • Слайд 3

    Любовь – источник поэзии

    Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

    Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

  • Слайд 4

    Гоголь о лирике Пушкина:

    «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…всё исполнено внутреннего блеска; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

  • Слайд 5

    «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

    Стихотворение волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства.Все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали.Источник печали – любовь, а любовь у поэта – жизнеутверждающее чувство

    • Мария Раевская
  • Слайд 6

    Любовь - мелодия

    Пушкинская поэзия в целом:

    • Картина говорит звуками, слова блещут красками, звучат гармониею и выражают разумную речь»
    • «Что это – поэзия, живопись, музыка?...
  • Слайд 7
    • «…В самом стихе… есть что – то проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка»
    • «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь - мелодия
  • Слайд 8

    Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В час досугов золотых,Под шепот старины болтливой,Рукою верной я писал…«Руслан и Людмила»

  • Слайд 9

    Адресаты любовной лирики

    • Е.Голицына
    • Е.Бакунина
    • А.Керн
    • М.Раевская
    • Е.Воронцова
    • Н.Гончарова
  • Слайд 10

    «Фонтан любви», «Бахчисарайский фонтан»

    Легенда о печальной судьбе представительницы знатного рода. Это предание о любви хана Кирим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию

    «Фонтан любви», «Бахчисарайский фонтан»

  • Слайд 11

    Шедевр лирики Пушкина

  • Слайд 12

    Образ героини создается с помощью «загадочных» слов: мимолетное виденье, «гений чистой красоты».Героиня – призрак , таинственный и прекрасный. Возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудеснаяАвтор преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты»Мгновение оказывается сильнее годов.

  • Слайд 13

    Глинка, влюбившись в дочь АП Керн, написал музыкуна стихи поэта.Из одного шедевра родился второй.

  • Слайд 14

    Петербург. Анета Оленина

    • «Ёе глаза»
    • «Язык любви болтливой»
    • «Не пой, красавица, при мне»

    «Я вас любил»:

    • Любовь – светлая печаль
    • Самопожертвование во имя любимого человека
    • Заканчивается молитвой о женщине: «… дай вам Бог любимой быть другим…»
  • Слайд 15

    Наталья Николаевна Гончарова

    Наталья Николаевна Гончарова

    Все восторгались ее красотой, элегантностью.

    «Она очень красива, и во всем облике есть что – то поэтическое»,- писал поэт о своей будущей жене

  • Слайд 16

    Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, а душу твою я люблю ещё более (из письма Пушкина к Натальи Гончаровой)

  • Слайд 17

    Мадонна

    «Чистейшей прелести чистейший образец»

    Чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства

    Мадонна

  • Слайд 18

    Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт.

  • Слайд 19

    Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений

    В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

    Пушкин любил женщин, он воспел Женщину

  • Слайд 20

    Слова Пушкина входят в нас потоком целостного бытия:

    Я помню чудное мгновение:Передо мной явилась ты,Как мимолетное видение,Как гений чистой красотыМир этой строфы идеален.

    Звучит вдохновенный гимн бытию, гимн любви.

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема: "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Цели урока:

  • Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
  • Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
  • Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
  • Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
  • Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
  • Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.

Ход урока

I. Вступление. Постановка цели урока.

Учитель:

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:

1. "На холмах Грузии".
2. "Мадонна".
3. "Я вас любил :".

Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.

II. Постановка проблемы урока.

Учитель:

Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".

III.

Учитель:

Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.

Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.

И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.

Справедливы ли эти слова?

Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.

IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.

V.

Учитель:

Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".

(на экране текст стихотворения).

VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".

VII. Беседа по вопросам.

Учитель:
Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан?
Ответы учеников.
- В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит.
- В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла.
- Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном.
Учитель:
Дайте истолкование оксюморону.
Ответ ученика:
Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое.
Учитель:
Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было.
Учитель:
Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор?
Ответ ученика:
В этом стихотворении два эпитета и две метафоры.
Учитель:
Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного.
Учитель:
А какие строчки вы считаете ключевыми?
Ответы учеников:
- Мне грустно и легко.
- Печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою.
- И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

VIII

Учитель:

В жизни поэта происходят приятные изменения.

IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".

X.

Учитель:

Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой

(на экране текст стихотворения).

XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".

XII.

Учитель:

Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.

Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта

Чистейшей прелести чистейший образец.

XII. Беседа по вопросам.

Учитель:
Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе?
Ответ ученика:
В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три.
Учитель:
Сколько всего строчек в стихотворении?
Ответ ученика:
- В стихотворении всего 14 строчек.
Учитель:
Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета.
(На экране определение сонета).
Учитель:
Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы.
Ответ ученика:
Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна.
Учитель:
Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную?
Ответ ученика:
Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами.
Учитель:
Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля.
(на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля).
Учитель:
Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты?
Ответ ученика:
- Одни, без ангелов :
- Чистейшей прелести чистейший образец.

XIII.

Учитель:

Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.

Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.

(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).

Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.

Ученик читает выразительно стихотворение.

XIV. Беседа по вопросам.

Учитель:
Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении?
Ответ ученика:
- Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Учитель:
В чём сила любви лирического героя?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам.
- Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива.
Учитель:
В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"?
Ответ ученика:
- В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет
Я вас любил.
Учитель:
Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства.
Я не хочу печалить вас ничем.

XV. Выводы по уроку.

Учитель:
А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность".
Ответ ученика:
Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий.
Учитель:
Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.

XVI. Выставление оценок.

XVII. Домашнее задание.

Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.

Тема: "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Цели урока:

  • Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
  • Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
  • Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
  • Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
  • Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
  • Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.

Ход урока

I. Вступление. Постановка цели урока.

Учитель:

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:

1. "На холмах Грузии".
2. "Мадонна".
3. "Я вас любил :".

Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.

II. Постановка проблемы урока.

Учитель:

Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".

III.

Учитель:

Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.

Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.

И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.

Справедливы ли эти слова?

Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.

IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.

V.

Учитель:

Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".

(на экране текст стихотворения).

VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".

VII. Беседа по вопросам.

Учитель:
Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан?
Ответы учеников.
- В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит.
- В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла.
- Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном.
Учитель:
Дайте истолкование оксюморону.
Ответ ученика:
Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое.
Учитель:
Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было.
Учитель:
Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор?
Ответ ученика:
В этом стихотворении два эпитета и две метафоры.
Учитель:
Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного.
Учитель:
А какие строчки вы считаете ключевыми?
Ответы учеников:
- Мне грустно и легко.
- Печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою.
- И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

VIII

Учитель:

В жизни поэта происходят приятные изменения.

IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".

X.

Учитель:

Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой

(на экране текст стихотворения).

XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".

XII.

Учитель:

Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.

Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта

Чистейшей прелести чистейший образец.

XII. Беседа по вопросам.

Учитель:
Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе?
Ответ ученика:
В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три.
Учитель:
Сколько всего строчек в стихотворении?
Ответ ученика:
- В стихотворении всего 14 строчек.
Учитель:
Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета.
(На экране определение сонета).
Учитель:
Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы.
Ответ ученика:
Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна.
Учитель:
Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную?
Ответ ученика:
Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами.
Учитель:
Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля.
(на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля).
Учитель:
Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты?
Ответ ученика:
- Одни, без ангелов :
- Чистейшей прелести чистейший образец.

XIII.

Учитель:

Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.

Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.

(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).

Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.

Ученик читает выразительно стихотворение.

XIV. Беседа по вопросам.

Учитель:
Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении?
Ответ ученика:
- Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Учитель:
В чём сила любви лирического героя?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам.
- Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива.
Учитель:
В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"?
Ответ ученика:
- В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет
Я вас любил.
Учитель:
Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства.
Я не хочу печалить вас ничем.

XV. Выводы по уроку.

Учитель:
А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность".
Ответ ученика:
Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий.
Учитель:
Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.

XVI. Выставление оценок.

XVII. Домашнее задание.

Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.


Сообщить об ошибке