Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Любовная лирика А.С. Пушкина" помогает вызвать интерес к личности и творчеству Александра Сергеевича Пушкина, раскрыть духовный потенциала и творческое воображение учащихся, создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Раскрыть духовный потенциала и творческое воображение учащихся
Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Слайд 3
Любовь – источник поэзии
Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Слайд 4
Гоголь о лирике Пушкина:
«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…всё исполнено внутреннего блеска; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Слайд 5
«На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Стихотворение волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства.Все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали.Источник печали – любовь, а любовь у поэта – жизнеутверждающее чувство
Мария Раевская
Слайд 6
Любовь - мелодия
Пушкинская поэзия в целом:
Картина говорит звуками, слова блещут красками, звучат гармониею и выражают разумную речь»
«Что это – поэзия, живопись, музыка?...
Слайд 7
«…В самом стихе… есть что – то проникающее в самую глубь души. Это что – то и есть музыка»
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь - мелодия
Слайд 8
Для вас, души моей царицы,Красавицы, для вас однихВремен минувших небылицы,В час досугов золотых,Под шепот старины болтливой,Рукою верной я писал…«Руслан и Людмила»
Слайд 9
Адресаты любовной лирики
Е.Голицына
Е.Бакунина
А.Керн
М.Раевская
Е.Воронцова
Н.Гончарова
Слайд 10
«Фонтан любви», «Бахчисарайский фонтан»
Легенда о печальной судьбе представительницы знатного рода. Это предание о любви хана Кирим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию
«Фонтан любви», «Бахчисарайский фонтан»
Слайд 11
Шедевр лирики Пушкина
Слайд 12
Образ героини создается с помощью «загадочных» слов: мимолетное виденье, «гений чистой красоты».Героиня – призрак , таинственный и прекрасный. Возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудеснаяАвтор преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты»Мгновение оказывается сильнее годов.
Слайд 13
Глинка, влюбившись в дочь АП Керн, написал музыкуна стихи поэта.Из одного шедевра родился второй.
Слайд 14
Петербург. Анета Оленина
«Ёе глаза»
«Язык любви болтливой»
«Не пой, красавица, при мне»
«Я вас любил»:
Любовь – светлая печаль
Самопожертвование во имя любимого человека
Заканчивается молитвой о женщине: «… дай вам Бог любимой быть другим…»
Слайд 15
Наталья Николаевна Гончарова
Наталья Николаевна Гончарова
Все восторгались ее красотой, элегантностью.
«Она очень красива, и во всем облике есть что – то поэтическое»,- писал поэт о своей будущей жене
Слайд 16
Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, а душу твою я люблю ещё более (из письма Пушкина к Натальи Гончаровой)
Слайд 17
Мадонна
«Чистейшей прелести чистейший образец»
Чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства
Мадонна
Слайд 18
Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт.
Слайд 19
Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений
В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.
Пушкин любил женщин, он воспел Женщину
Слайд 20
Слова Пушкина входят в нас потоком целостного бытия:
Я помню чудное мгновение:Передо мной явилась ты,Как мимолетное видение,Как гений чистой красотыМир этой строфы идеален.
Звучит вдохновенный гимн бытию, гимн любви.
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема: "Любовная лирика А.С. Пушкина"
Цели урока:
Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
Ход урока
I. Вступление. Постановка цели урока.
Учитель:
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:
Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.
II. Постановка проблемы урока.
Учитель:
Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".
III.
Учитель:
Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.
Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.
И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.
Справедливы ли эти слова?
Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.
IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.
V.
Учитель:
Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".
(на экране текст стихотворения).
VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".
VII. Беседа по вопросам.
Учитель: Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан? Ответы учеников. - В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит. - В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла. - Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном. Учитель: Дайте истолкование оксюморону. Ответ ученика: Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое. Учитель: Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было. Учитель: Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор? Ответ ученика: В этом стихотворении два эпитета и две метафоры. Учитель: Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного. Учитель: А какие строчки вы считаете ключевыми? Ответы учеников: - Мне грустно и легко. - Печаль моя светла, Печаль моя полна тобою. - И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.
VIII
Учитель:
В жизни поэта происходят приятные изменения.
IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".
X.
Учитель:
Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой
(на экране текст стихотворения).
XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".
XII.
Учитель:
Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.
Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта
Чистейшей прелести чистейший образец.
XII. Беседа по вопросам.
Учитель: Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе? Ответ ученика: В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три. Учитель: Сколько всего строчек в стихотворении? Ответ ученика: - В стихотворении всего 14 строчек. Учитель: Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета. (На экране определение сонета). Учитель: Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы. Ответ ученика: Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна. Учитель: Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную? Ответ ученика: Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Учитель: Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля. (на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля). Учитель: Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты? Ответ ученика: - Одни, без ангелов : - Чистейшей прелести чистейший образец.
XIII.
Учитель:
Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.
Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.
(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).
Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.
Ученик читает выразительно стихотворение.
XIV. Беседа по вопросам.
Учитель: Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении? Ответ ученика: - Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Учитель: В чём сила любви лирического героя? Ответ ученика: - В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам. - Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива. Учитель: В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"? Ответ ученика: - В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет Я вас любил. Учитель: Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь? Ответ ученика: - В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства. Я не хочу печалить вас ничем.
XV. Выводы по уроку.
Учитель: А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность". Ответ ученика: Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий. Учитель: Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.
XVI. Выставление оценок.
XVII. Домашнее задание.
Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.
Тема: "Любовная лирика А.С. Пушкина"
Цели урока:
Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
Ход урока
I. Вступление. Постановка цели урока.
Учитель:
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:
Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.
II. Постановка проблемы урока.
Учитель:
Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".
III.
Учитель:
Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.
Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.
И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.
Справедливы ли эти слова?
Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.
IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.
V.
Учитель:
Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".
(на экране текст стихотворения).
VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".
VII. Беседа по вопросам.
Учитель: Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан? Ответы учеников. - В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит. - В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла. - Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном. Учитель: Дайте истолкование оксюморону. Ответ ученика: Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое. Учитель: Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было. Учитель: Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор? Ответ ученика: В этом стихотворении два эпитета и две метафоры. Учитель: Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного. Учитель: А какие строчки вы считаете ключевыми? Ответы учеников: - Мне грустно и легко. - Печаль моя светла, Печаль моя полна тобою. - И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.
VIII
Учитель:
В жизни поэта происходят приятные изменения.
IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".
X.
Учитель:
Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой
(на экране текст стихотворения).
XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".
XII.
Учитель:
Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.
Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта
Чистейшей прелести чистейший образец.
XII. Беседа по вопросам.
Учитель: Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе? Ответ ученика: В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три. Учитель: Сколько всего строчек в стихотворении? Ответ ученика: - В стихотворении всего 14 строчек. Учитель: Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета. (На экране определение сонета). Учитель: Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы. Ответ ученика: Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна. Учитель: Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную? Ответ ученика: Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Учитель: Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля. (на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля). Учитель: Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты? Ответ ученика: - Одни, без ангелов : - Чистейшей прелести чистейший образец.
XIII.
Учитель:
Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.
Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.
(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).
Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.
Ученик читает выразительно стихотворение.
XIV. Беседа по вопросам.
Учитель: Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении? Ответ ученика: - Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Учитель: В чём сила любви лирического героя? Ответ ученика: - В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам. - Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива. Учитель: В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"? Ответ ученика: - В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет Я вас любил. Учитель: Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь? Ответ ученика: - В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства. Я не хочу печалить вас ничем.
XV. Выводы по уроку.
Учитель: А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность". Ответ ученика: Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий. Учитель: Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.
XVI. Выставление оценок.
XVII. Домашнее задание.
Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.