Содержание
-
Михаил евграфович салтыков – щедрин
Пилипенко Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы
-
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
-
Ранние годы
Михаил Салтыков родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851). Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского купца. Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.
-
Родители писателя
-
Начало литературной деятельности
Первые стихи были написаны и опубликованы в «Библиотеке для чтения» в 1841-1842 годах, когда Салтыков ещё был лицеистом. Ни одно из его стихотворений не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. М. Е. Салтыков скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.
-
Первые прозаические произведения
В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра, а через два года получил там место помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба. В этот период М. Салтыков начинает писать свои первые прозаические произведения: сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848)
-
Вятка
В наказание за вольнодумие в 1848 году он был выслан в Вятку и определён канцелярским чиновником при губернском правлении, позже он был назначен чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с 1850 был советником губернского правления. О службе в Вятке сохранилось мало сведений, но, судя по записке, найденной после смерти М. Е. Салтыкова в его бумагах , он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в соприкосновение с народом и давали возможность быть ему полезным. Провинциальную жизнь в самых тёмных её сторонах Салтыков узнал благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались. Богатый запас наблюдений нашёл место в «Губернских очерках». Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России».
-
Возвращение из ссылки
В ноябре 1855 года ему разрешено было покинуть Вятку ; в феврале 1856 года он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения. Позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая идеей децентрализации и смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.
-
«Губернские очерки»
Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике» «Губернские очерки», сразу стало одним из самых популярных. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной». Внешняя сторона мира кляуз, взяток, злоупотреблений наполняет некоторые из очерков; на первый план выдвигается психология чиновничьего быта. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в «Губернских очерках» с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в «Скуке»), производят до сих пор глубокое впечатление. Чем были «Губернские очерки» для русского общества, только что пробудившегося к новой жизни и с радостным удивлением следившего за первыми проблесками свободного слова, — это легко себе представить.
-
«Отечественные записки»
Как только «Отечественные записки» перешли под редакцию Некрасова, Михаил Салтыков стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и занял должность одного из сотрудников и руководителей журнала, редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали «Отечественные записки», М. Е. Салтыков работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции», «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы» , «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Господа Головлёвы», «Убежище Монрепо», «Круглый год», «Современная идиллия» , «За рубежом», «Письма к тётеньке», «Недоконченные беседы» , «Пошехонские рассказы». Кроме того в «Отечественных записках» были напечатаны «Культурные люди» и «Итоги», при жизни Салтыкова не перепечатанные ни в одном из его сборников, но включенные в посмертное издание его сочинений. «Сказки», изданные особо в 1887 году, появлялись первоначально в «Отечественных записках». После запрета «Отечественных записок» Михаил Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы».
-
«История одного города»
В 1869–1870 гг. появилась «История одного города», в которой суммируются все достижения первого периода творчества писателя. Это нечто вроде пародии на русскую историю, сконцентрированную в микрокосме провинциального города, где градоначальники – прозрачные карикатуры на русских монархов и министров, и самое название города дает его характеристику – город Глупов.
-
«Господа Головлёвы» (1872-1876)
Это социальный роман – история провинциальной помещичьей семьи, изображающая скудость и скотство быта класса крепостников, власть животного начала над человеческой жизнью. Злобные, жадные, эгоистичные, лишенные родственных чувств, лишенные способности ощущать удовольствие или испытывать счастье из-за своей тупой и темной души Головлевы – это безнадежно запущенное полуживотное человечество. Книга эта, конечно, самая мрачная в русской литературе, еще мрачнее оттого, что впечатление достигается простейшими средствами, без всяких театральных, мелодраматических или атмосферных эффектов.
-
Государственная служба
Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу и устраивается работать редактором в журнал «Современник». В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани. С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью.
-
Сказки
В 80-e годы Щедрин создает отдельную книгу, объединив в ней порядка 30 сказок и адресовав ее «детям изрядного возраста», т. е. взрослым, сохранившим иллюзии юношества. Жанр сказки привлекал писателя не только по цензурным соображениям - более важными оказались для Щедрина содержательные возможности жанра. Сатирическое отражение действительности в сказочной форме, хорошо знакомой и понятной народу, позволяло подойти к изображению событий и гepoeв с неожиданной стороны, обратить внимание читателей на привычные, но достойные резкого осмеяния жизненные ситуации. Сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и эффективнее дойдет до народа.
-
Позднее творчество
В течение 1887-1889 годов ухудшается состояние здоровья писателя, но он не покидает кабинет и не прекращает литературную работу до последних дней. В это тяжелое время создана книга «Пошехонская старина. Житие Никанора 3атрапезного, пошехонского дворянина», в которой нашел отражение выстраданный опыт жизни писателя.
-
«Пошехонская старина» (1887–1889)
Это хроника жизни средней провинциальной дворянской семьи и ее окружения незадолго до отмены крепостного права. В книге много детских воспоминаний. «Пошехонская старина» - итоговое произведение, исповедь и завещание писателя. Трудно поверить, что такое сильное произведение написано во время постоянных физических страданий. Творческий путь писателя завершается обращением к читателю: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это cвoeгo рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего».
-
Смерть писателя
Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, — сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, — ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.
-
Значение творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина
Сатира Щедрина глубоко национальна. Правдивый и суровый писатель, он был преемником и продолжателем дела Пушкина, Грибоедова и Гоголя. Щедрин был живым воплощением лучших традиций русской литературы. Образы, созданные Щедриным, отличаются необыкновенной жизненностью. Десятки лет, протекшие со дня смерти писателя, не притупили грозного оружия его сатиры.
-
Цитаты М. Е. Салтыкова-Щедрина
Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду. Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют. Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом. Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
-
Отзывы современников
«Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством». (А. С. Бушмин) «Он пишет рассказы, обличает неправду и смешит читателя единственно потому, что умеет писать легко и игриво, обладает огромным запасом диковинных материалов и очень любит потешиться над этими диковинками вместе с добродушным читателем». (Д. И. Писарев) «Он может просто и правдиво говорить о вещах, о которых мы до сих пор мало говорили по причине нашего незнания. Как человек служащий и знающий службу, он должен сделать для нашего чиновного быта то, что граф Лев Толстой сделал для военного». (А. В. Дружинин)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.