Содержание
-
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ с.ГЕРПЕГЕЖГАБАЕВ А.А.
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
-
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
ЦЕЛИ УРОКА НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ЭПИГРАФ ХОД УРОКА
-
ЦЕЛИ УРОКА
Познакомить учащихся с личностью писателя сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием. Показать связь Салтыкова-Щедрина с сатириками-предшественниками(Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем). Вспомнить ранее прочитанные произведения сатирика.
-
Наглядные пособия
Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина Выставка книг Иллюстрации к произведениям
-
М.Е.Салтыков - Щедрин
-
Выставка книг
-
УГРЮМ-БУРЧЕЕВ
-
ИУДУШКА
-
Эпиграф
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. М.Е. Салтыков-Щедрин
-
Ход урока
Вступительное слово учителя Реализация домашнего задания(рассказы учащихся) Домашнее задание
-
Вступительное слово учителя
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин- псевдоним) (1826-1889) - публицист, критик, писатель-сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать свое веское слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьером».
-
С. Н. Кривенко
Салтыков-Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него– непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого…Он садился к письменному столу писал своим сжатым почерком «страничку – другую, сколько мог»
-
К. К. Михайловский
«Внешность Салтыкова-Щедрина усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти по-детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется «под его угрюмой внешностью».
-
А. В. Луначарский
«Вчувствуйтесь в это изумительное лицо.... Какая суровость! Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная доброта! Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!» М. Е. Салтыков-Щедрин - гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя любви к своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека, в торжество добра и справедливости. «Не давайте окаменеть... сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего», - говорил Щедрин, обращаясь с горячим приветом к молодым читателям России.
-
Реализация домашнего задания(рассказы учащихся)
Детство и юность будущего писателя Начало литературной деятельности «Губернские очерки»(1856-1857) М.Е.Салтыков – Щедрин на государственной службе Работа М.Е.Салтыкова – Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках» Создание произведений «Историй одного города»(1869-1870); «Господа Головлёвы»(1875-1880); «Пошехонская старина»(1887-1889); «Сказки(для детей изрядного возраста)» Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»(1869)
-
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ БУДУЩЕГО ПИСАТЕЛЯ
Родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и расчетливой помещицей была мать - Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков - слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика.
-
ВоспоминанияЕ. Салтыков-Щедрина
«Я видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».
-
1836-1844 Г.Салтыков –Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных.... Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал Салтыков об учебе в лицее.
-
Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.
-
НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван Самойлович Мичулин («Запутанное дело») - «маленький» человек, доведенный нуждой и голодом до отчаяния: «Россия - государство обширное, обильное и богатое, - да человек-то иной глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве!» - сказал Иван Самойлович. Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком.
-
Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». Высказывание одного из современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных».
-
«Вятский плен»
Несмотря на то, что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет.
-
После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].
-
«ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ» (1856-1857)
Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом - Николай Щедрин. Это произведение - разностороннее исследование провинциальной жизни. В «записках» Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках, сценах и лирических монологах перед читателем открылся мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов. Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.
-
В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].
-
4. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты - в Пензе, Туле, Рязани). Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников. Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].
-
Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен.... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству....»
-
5. РАБОТА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В «СОВРЕМЕННИКЕ» И «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»
С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания. Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «...о времени моей службы я стараюсь забыть... Я - писатель, в этом мое призвание».
-
6. СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» (1869-1870);«ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» (1875-1880); «ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА» (1887-1889);«СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)»
В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду. В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина -журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все... отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», - писал он.
-
Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа. «Он работал... до последнего вздоха... продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», - рассказывал один из современников писателя-сатирика.
-
«Пошехонская старина» - итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре.... Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому». .
-
7. СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК», «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (1869)
Вопросы: 1) Какими изображает автор генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику? 2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика? 3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени? 4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает?
-
Домашнее задание:
1.Биография писателя. 2. Чтение «Истории одного города» (главы «Опись градоначальникам» и «Органчик», «Подтверждение покаяния»). 3.Устно. Ответить на вопрос: Кто главный герой произведения?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.