Презентация на тему "Салтыков – Щедрин"

Презентация: Салтыков – Щедрин
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Салтыков – Щедрин" для 6-9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 12 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Салтыков – Щедрин
    Слайд 1

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

    «Я писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» «Живость боли и непрерывное её ощущение служило источником живых образов» «Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»

  • Слайд 2

    Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Умер 28 апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Волковом кладбище, рядом с Тургеневым.

  • Слайд 3

    «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…»М.Е. Салтыков-Щедрин

    Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в московский дворянский институт, а два года спустя был переведен, как один из отличнейших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей, который окончил в 1844. Своё детство, картины жизни и быта усадьбы воссоздал в «Пешехонской стороне» и в «Господах Головлёвых». В августе 1844 года был зачислен на службу в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но и писал. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики вызвали недовольство властей. 28-го апреля 1848 года был выслан в Вятку и 3-го июля определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений.

  • Слайд 4

    Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.

  • Слайд 5

    В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856 года он был причислен к министерству внутренних дел и назначен чиновником особых поручений при министре, в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения. Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в "Русском Вестнике" с 1856 года "Губернские Очерки", сразу сделалось одним из самых любимых и популярных. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в "Губернских Очерках" с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в "Скуке"), производят до сих пор глубокое впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались во время службы в Вятке - и богатый запас сделанных им наблюдений нашел себе место в "Губернских Очерках". В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника - "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе".

  • Слайд 6

    В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он хотел поселиться в Москве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 года стал, фактически, одним из редакторов "Современника". Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в Петербурге

  • Слайд 7

    В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года - в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности. Тяга его к литературе оставалась, однако, прежняя: как только "Отечественные Записки" перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Некрасова, Салтыков-Щедрин сделался одним из самых усердных их сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и сделался одним из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Пока существовали "Отечественные Записки", т. е. до 1884 года, С. работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: "Признаки времени" и "Письма из провинции" (1870), "История одного города" (1870), "Помпадуры и Помпадурши" (1873), "Господа Ташкентцы" (1873), "Дневник провинциала в Петербурге" (1873), "Благонамеренные речи" (1876), "В среде умеренности и аккуратности" (1878), "Господа Головлевы" (1880), "Сборник" (1881), "Убежище Монрепо" (1882), "Круглый год" (1880), "За рубежом" (1881), "Письма к тетеньке" (1882), "Современная Идиллия" (1885), "Недоконченные беседы" (1885), "Пошехонские рассказы" (1886).

  • Слайд 8

    «СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1882 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

  • Слайд 9

    В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Основные темы Сказок Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы: Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.); Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.); Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.); Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»). ___________________________________ Аллегория – иносказание Зачин– ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» Постоянный эпитет -в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».

  • Слайд 10

    Художественные особенности Сказок Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гиперболаи гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезыи философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не вводят, но и от современников не получают похвалы»). ______________________________ Ирония–тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность(многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

  • Слайд 11

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е .Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е. Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя. _____________________________ Эзопов язык - совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также "рабьей" манерой, необходимой в условиях царской цензуры.

  • Слайд 12

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке