Презентация на тему "М.М. Пришвин "Осеннее утро". И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»" 2 класс

Презентация: М.М. Пришвин "Осеннее утро". И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
35 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "М.М. Пришвин "Осеннее утро". И. Бунин "Сегодня так светло кругом…" представляет задания такие как, "соедини стрелками", "средства художественной выразительности", "найди средства художественной выразительности", "Прочитайте".

Краткое содержание

  1. Разминка
  2. Соедини стрелками
  3. Средства художественной выразительности
  4. Найди средства художественной выразительности
  5. Прочитайте

Содержание

  • Презентация: М.М. Пришвин "Осеннее утро". И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
    Слайд 1

    М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

    Давыдова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Клюквинская средняяобщеобразовательная школа».

    Урок литературного чтения во 2 классе.

  • Слайд 2

    Разминка

    • да-дар-дам-дом-дым
    • огонь
    • вода
    • труба
    • печь
    • вулкан
    • кот
    • масло
    • коромысло
    • яблони
  • Слайд 3

    Соедини стрелками

    художественный текст:

    …Ночью ветер злитсяДа стучит в окно.

    Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду…

    научный текст:

    Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.

    Пруд — искусственный водоем, для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей.

  • Слайд 4

    Средства художественной выразительности

    • олицетворение
    • сравнение
    • метафора
    • эпитеты
  • Слайд 5

    Найди средства художественной выразительности

    • олицетворение
    • сравнение
    • метафора
    • эпитеты
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Прочитайте

    • па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
    • мо-тыль-ком – мотыльком
    • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
    • шеп-чешь - шепчешь
    • про-буж-да-ет-ся – пробуждается[ца]
    • раз-ле-те-лись – разлетелись
    • кон-чит-ся – кончится[ца]
  • Слайд 8

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Средства художественной выразительности в рассказе М. Пришвина «Осеннее утро»

  • Слайд 13

    Прочитай

  • Слайд 14
Посмотреть все слайды

Конспект

Давыдова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курский район, Курская область.

Литературное чтение (2 класс)

Тема. Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро».

Цель:

- формировать чувство слова;
- раскрыть эстетическую ценность слова;
- развивать речевые и коммуникативные умения детей.

  • Оборудование: Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;
  • портрет писателя, выставка книг, карточки;
  • ММУ.

Ход урока

I. Оргмомент. Настроение (отметить в таблице). Чистоговорка.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II. Разминка

Дыхательная гимнастика.

Чтение блоков (слайд 2)

  • да-дар-дам-дом-дым

Интонационная разминка.

  • Дым стелется к дождю.!? – логическое ударение.

Гимнастика ума (слайд 2)

  • Дым – слово магнит

- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

III. Проверка домашнего задания.

- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)
(один ученик работает за компьютером, выбрав в нижнем левом углу функцию «перо»; слайд 3)

- Скажи о дыме, как поэт или писатель.
«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей
округе».

- Скажи теперь, как учёный?
«Дым – это продукт горения».

(проверка работы ученика)

- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении В. Берестов? (юмор)
- Уточните, какой юмор? (добродушный)

Чтение наизусть стихотворение по цепочке.

- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)
- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете?

Дети работают за компьютером (функция «перо»): второй ребёнок – слад 4, третий – слайд 5. Проверка.

Фузкултьминутка для глаз

IV. Мотивация. Целеполагание.

- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть в прозе? (…………..)
- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».
- Но будем не просто его читать, а исследовать.
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

V. Изучение нового.

1. Первичное чтение учителем.

- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части?

(чтение рассказа на фоне музыкального сопровождения - слайд 6)

(музыку в презентацию не включила, так как, какая музыка будет звучать на уроке, зависит от самого учителя)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

- Понравился ли вам рассказ?
- А как интереснее слушать, с музыкой или без неё? Почему?

3. Подготовительная работа (слайд 7)

По слогам - орфографическое чтение и целыми словами -
орфоэпическое чтение:

  • па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
  • мо-тыль-ком – мотыльком
  • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
  • шеп-чешь - шепчешь
  • про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]
  • раз-ле-те-лись – разлетелись
  • кон-чит-ся – кончится [ца]

Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

- Найдите в тексте первую часть.
- О чём она будет?

Чтение.

- Как можно озаглавить эту часть?

План

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

  • летит парашютиком
  • летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)
  • летит винтиком иллюстрации (слайд 9)
  • день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)
  • иллюстрация (слайд 11)

- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?
- Ответьте на него.

(художественные средства языка могут быть в прозаических
произведениях)

- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

Подвижная физкултьминутка

2 часть

- О чём пойдёт речь во второй части?
- Прочитайте.
- Как озаглавим вторую часть? (Одиночествозапись в план на доске и в тетрадях)
- Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

3 часть

- О чём третья часть?
- Прочитайте.
- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

Стилистический анализ

- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?
(день пробуждаетсяолицетворение – слайд 12)
- Подберите синоним к слову «пробуждается».
(«день просыпается, настаёт»)
- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

Фузкултьминутка для глаз

VI. Знакомство со стихотворением И. Бунина.

1. Читает наизусть подготовленный ученик.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
- Как говорит поэт о тишине?
- Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?
- Какие звуки наиболее часто повторяются в этом стихотворении?
- Как называется приём повтора согласных звуков?
- Для чего поэт использовал аллитерацию?

Вывод: поэт – композитор слова; с помощью звуков поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать то, что видит и слышит сам.

VII. Рефлексия

- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.
- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
- Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?
- Какие задания показались наиболее интересными?

VIII. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79. Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина (показ выставки книг + слайд 13).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?» Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

3. В стихотворении И. Бунина найдите средства художественной выразительности. Запишите их в таблицу в тетради.

- Отметьте настроение в таблице.

Давыдова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курский район, Курская область.

Литературное чтение (2 класс)

Тема. Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро».

Цель:

- формировать чувство слова;
- раскрыть эстетическую ценность слова;
- развивать речевые и коммуникативные умения детей.

  • Оборудование: Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;
  • портрет писателя, выставка книг, карточки;
  • ММУ.

Ход урока

I. Оргмомент. Настроение (отметить в таблице). Чистоговорка.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II. Разминка

Дыхательная гимнастика.

Чтение блоков (слайд 2)

  • да-дар-дам-дом-дым

Интонационная разминка.

  • Дым стелется к дождю.!? – логическое ударение.

Гимнастика ума (слайд 2)

  • Дым – слово магнит

- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

III. Проверка домашнего задания.

- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)
(один ученик работает за компьютером, выбрав в нижнем левом углу функцию «перо»; слайд 3)

- Скажи о дыме, как поэт или писатель.
«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей
округе».

- Скажи теперь, как учёный?
«Дым – это продукт горения».

(проверка работы ученика)

- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении В. Берестов? (юмор)
- Уточните, какой юмор? (добродушный)

Чтение наизусть стихотворение по цепочке.

- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)
- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете?

Дети работают за компьютером (функция «перо»): второй ребёнок – слад 4, третий – слайд 5. Проверка.

Фузкултьминутка для глаз

IV. Мотивация. Целеполагание.

- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть в прозе? (…………..)
- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».
- Но будем не просто его читать, а исследовать.
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

V. Изучение нового.

1. Первичное чтение учителем.

- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части?

(чтение рассказа на фоне музыкального сопровождения - слайд 6)

(музыку в презентацию не включила, так как, какая музыка будет звучать на уроке, зависит от самого учителя)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

- Понравился ли вам рассказ?
- А как интереснее слушать, с музыкой или без неё? Почему?

3. Подготовительная работа (слайд 7)

По слогам - орфографическое чтение и целыми словами -
орфоэпическое чтение:

  • па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
  • мо-тыль-ком – мотыльком
  • пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
  • шеп-чешь - шепчешь
  • про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]
  • раз-ле-те-лись – разлетелись
  • кон-чит-ся – кончится [ца]

Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

- Найдите в тексте первую часть.
- О чём она будет?

Чтение.

- Как можно озаглавить эту часть?

План

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

  • летит парашютиком
  • летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)
  • летит винтиком иллюстрации (слайд 9)
  • день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)
  • иллюстрация (слайд 11)

- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?
- Ответьте на него.

(художественные средства языка могут быть в прозаических
произведениях)

- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

Подвижная физкултьминутка

2 часть

- О чём пойдёт речь во второй части?
- Прочитайте.
- Как озаглавим вторую часть? (Одиночествозапись в план на доске и в тетрадях)
- Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

3 часть

- О чём третья часть?
- Прочитайте.
- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

Стилистический анализ

- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?
(день пробуждаетсяолицетворение – слайд 12)
- Подберите синоним к слову «пробуждается».
(«день просыпается, настаёт»)
- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

Фузкултьминутка для глаз

VI. Знакомство со стихотворением И. Бунина.

1. Читает наизусть подготовленный ученик.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
- Как говорит поэт о тишине?
- Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?
- Какие звуки наиболее часто повторяются в этом стихотворении?
- Как называется приём повтора согласных звуков?
- Для чего поэт использовал аллитерацию?

Вывод: поэт – композитор слова; с помощью звуков поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать то, что видит и слышит сам.

VII. Рефлексия

- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.
- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
- Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?
- Какие задания показались наиболее интересными?

VIII. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79. Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина (показ выставки книг + слайд 13).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?» Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

3. В стихотворении И. Бунина найдите средства художественной выразительности. Запишите их в таблицу в тетради.

- Отметьте настроение в таблице.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке