Презентация на тему "Средства художественной выразительности"

Презентация: Средства художественной выразительности
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Средства художественной выразительности"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 30 слайдов. Средняя оценка: 4.5 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 9-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Средства художественной выразительности
    Слайд 1

    Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9, 10, 11 классах Изобразительно-выразительные средства языка На главную Далее Выход

  • Слайд 2

    ЕГЭ Задание В8: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Чтобы выполнить это задание в экзаменационной работе, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить эти тропы в тексте; понимать их роль в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины) тропы фигуры речи средства художественной выразительности Далее Назад

  • Слайд 3

    Цель презентации: обобщить знания учащихся; проверить сформированность умения обнаруживать в исходном тексте самые распространенные средства выразительности, с которыми сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы; помочь учителям школы в объяснении этой сложной темы на разных ступенях обучения. Далее Назад

  • Слайд 4

    Сфера применения материала В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) В 9-11 классах на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, мини ЕГЭ) На главную Назад

  • Слайд 5

    Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Тропы Проверь себя Средства речи В начало

  • Слайд 6

    Средства речи Тропы олицетворение эпитет сравнения антитеза звукопись а) аллитерация б) ассонанс метафора инверсия анафора эпифора гипербола литота метонимия оксюморон перифраз(а) синекдоха парцелляция период градация Лексические антоним синоним диалектизм просторечные слова устаревшие слова разговорная лексика эмоционально-окрашенная лексика термины лексический повтор Синтаксические синтаксический параллелизм ряды однородных членов вставные конструкции уточняющие главные предложения неполные предложения риторическое обращение риторический вопрос

  • Слайд 7

    Тропы

  • Слайд 8

    Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрылалиству. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов) Найдите олицетворение. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов)

  • Слайд 9

    Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную художественную характеристику. Назовите эпитеты. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин)

  • Слайд 10

    Сравнение - прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Удачные ли сравнения нашел поэт? Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея,точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

  • Слайд 11

    Антитеза - противопоставление. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Какую роль выполняет антитеза? Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

  • Слайд 12

    Звукопись - специальный подбор звуков, помогающий озвучить картину. ...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт). Какие ассоциации вызывает звуковой подбор в строке? Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ...Чуть слышно, бесшумно шуршаткамыши. (К. Д. Бальмонт). Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

  • Слайд 13

    Аллитерация Ассонанс - повторение одних и тех же согласных звуков. - повторение одних и тех же гласных звуков. Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. ( А. Твардовский) Какие звуки повторяются? С какой целью это делается? Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут. Опишите состояние лирического героя. Что использует автор для усиления настроения? Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. ( А. Твардовский) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут.

  • Слайд 14

    Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Метафора Найдите метафору. Какие еще тропы здесь используются? - скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

  • Слайд 15

    Инверсия - нарушение привычного порядка слов. У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев) Что изменится, если восстановить привычный порядок слов? У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев)

  • Слайд 16

    Анафора - повторение одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк. Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей. Оправдан ли повтор, как вы думаете? Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей.

  • Слайд 17

    Эпифора - повторение одних и тех же звуков в конце нескольких строк. Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади. С какой целью используется в загадке эпифора? Помогает ли она найти отгадку? ЮГ ЮГ Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади.

  • Слайд 18

    Гипербола Литота - преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи. - художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни) Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни)

  • Слайд 19

    Метонимия - художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности (близости). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин)

  • Слайд 20

    Оксюморон (или оксиморон) - сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов) Родной Язык Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов)

  • Слайд 21

    Перифраз(а) - замена названия предмета описанием его признаков. Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева) Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева)

  • Слайд 22

    Синекдоха - замещение целого слова или понятия его частью. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,... Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,...

  • Слайд 23

    Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные, как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) И снова. Гулливер.Стоит.Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

  • Слайд 24

    Период - Развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и делением на колоны. Когда волнуется желтеющая нива. И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганной душистой, Румяным вечером или утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студеный луч играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... (М. Лермонтов)

  • Слайд 25

    Не жалею,не зову,не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

  • Слайд 26

    1. Какой троп использован поэтом? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 1) сравнение 2) парцелляция 3) аллитерация 4) оксюморон Проверь свои знания 2. Иллюстрацией какого тропа служат строки А. С. Пушкина? Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. синекдоха метонимия анафора литота

  • Слайд 27

    3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. метафора антитеза олицетворение эпитет 4. Найдите метафору. Внезапной бурею растрёпана рябина И шорохом аллей, Вчерашнего дождя осыпались рубины На изморозь полей. внезапной растрёпана рябина рубины

  • Слайд 28

    5. Найдите эпитет. Холодеет ночь перед зарёю, Смутно травы шепчутся сухие, Сладкий сон их навевает ветер. И. Бунин. 1) холодеет 2) сухие 3) ветер 4) сладкий 6. Укажите троп, использованный в строке Б. Поплавского. Осень. В белом сиянии неба Всё молчит, всё устало, всё ждёт. 1)градация 2) парцелляция 3) перифраз 4) оксюморон

  • Слайд 29

    7.Перечислите тропы, использованные в стихотворении В. Карпеко Литая медь стволов сосновых Чугунной стала в час ночной. Лес, утонув в снегах пуховых, Морозной полон тишиной. Лишь белотелые берёзы, Такие хрупкие на вид, Порой заропщут на морозы Да ель зубами заскрипит. В ответ ей эхо ухнет гулко. И снова тишь…Но вся она, Как музыкальная шкатулка, Мелодией начинена. период эпитет инверсия эпифора сравнение гипербола метафора олицетворение Ответы и результаты

  • Слайд 30

    Оцени свои знания. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 2), 3), 5), 7), 8) За правильный ответ в заданиях №1-6 вы получаете по 1 баллу, задание №7 дает вам 3 балла. Если вы набрали 9 баллов, то показали блестящие знания материала и получили оценку «5». Если сумма балов 7-8, продемонстрировали хороший уровень и получили оценку «4». Если результат 5-7 баллов, советуем еще поработать над темой, ваша оценка «3». Работа, набравшая менее5 баллов не оценивается. Придется еще раз изучить теорию.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке