Содержание
-
М.Ю.ЛЕРМОНТОВПоэма»Мцыри»
-
Эпиграф
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни к одному, Но только пьяную тревогу, Я променял бы, если б мог. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
-
1.История создания поэмы.2.Тема и идея произведения.3.Значение эпиграфа.
Цель урока: Познакомиться с историей создания поэмы. Выявить структурные особенности произведения.
-
Ход урока 1.История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумался написать ,,записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…»Он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и генерал оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, делал попытки убежать на родину. Однако ему пришлось смириться и провести жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.
-
2.Выразительное чтение поэмы. 3.Беседа по прочитанной поэме: а)каким вы представляете главного героя? б)какие чувства вызывает у вас герой? г)что увидел и узнал Мцыри о жизни во время скитаний? д)что значит жить для героя? ж)что же узнал Мцыри о себе ,очутившись на свободе? з)почему ,несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?
-
4.Сопоставительный анализ. Задание: сравните высказывание И. Андронникова о Лермонтове с высказыванием Белинского о Мцыри. Обоснуйте мнение строчками поэмы. «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека-грустного, строгого,нежного,властного,скромного,смелого,благородного,язвительного,мечтательного,насмешливого,застенчивого,наделённого могучими страстямии волей и проницательным и беспощадным умом…» (И.Андронников) «Что за огненная душа,что за могучий дух,что за исполинская натура у этого Мцыри!Это любимый идеал нашего поэта,это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В.Г.Белинский)
-
5 .Выводы. Тезисы: 1.В центре поэмы»Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно страстное стремление к слиянию с теми, кого он считает родным себе по духу. 2.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты. 3.Пафосом поэмы было утверждение необходимости свободы для человека и отрицанием рабства и смирения.
-
ТЕСТ1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят:а)былинб)Библиив)древнерусских летописей2. В чём заключается смысл эпиграфа?а)восстание против судьбы,против Богаб)раскаяние, безнадёжное смирениев)защита права человека на свободу3.Определите жанр произведенияа)балладаб)элегияв)поэма-исповедь4.Что можно назвать символом свободы в поэме?а)степьв)Кавказг)барс5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволеб)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырюв)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным?а)побег из монастыря б)встреча с грузинкойв)бой с барсомг)гибель Мцыри7. В исповеди Мцыри звучита)гнев,негодованиеб)грусть,размышлениев)утверждение своей правоты8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?а)проявляется любовь автора к Кавказуб)природа Кавказа сродни натуре главного герояв)связь с историей России9.В чём заключается основная идея произведения?а)тоска по волеб)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смертив)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.