Содержание
-
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
-
История создания Это самое крупное и значительное произведение М.Ю.Лермонтова. Роман начат в 1837 - 1838гг, а закончен в 1839г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840г под названием «Герой нашего времени».
-
Название Первоначально роман имел название «Один из героев нашего века». В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающей не на слово «герой», а на слово «нашего».
-
Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе. М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»
-
Сюжет и композиция Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием. В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора - последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
-
Роль рассказчика Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина. Много в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен. «Бэла». Рассказчик - Максим Максимыч
-
Роль рассказчика Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине. «Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»
-
Роль рассказчика Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.
-
Григорий Печорин Герой времени В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.
-
Григорий Печорин Портрет Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».
-
Григорий Печорин Характеристика Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.
-
Григорий Печорин Характеристика Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснет лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.
-
Двойственность и противоречивость личности Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование - с другой.
-
Двойственность и противоречивость личности Другой раскаивается во всём этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства.
-
Что вызывает возмущение в Печорине - Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми. - Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. - Читатель не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.
-
Обаяние героя - В его остром уме, силе и твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя. - Лучшая половина его души не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз. - Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя потрясена смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.
-
Нравственные проблемы в романе Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. Проблема смысла жизни и назначения человека
-
Нравственные проблемы в романе Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам. Проблема счастья
-
Нравственные проблемы в романе Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен. «Наполеоновская проблема»
-
Нравственные проблемы в романе Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Проблема уважения к людям
-
Женские образы в романе. Бэла. Портрет Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство. Любовь Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.
-
Женские образы в романе. Бэла. Разочарование Печорина увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Параллель «Человек - животное» Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.
-
Женские образы в романе. Мери. Портрет Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».
-
Женские образы в романе. Мери. Любовь Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.
-
Женские образы в романе. Мери. Объяснение Печорина с Мери Мери и Грушницкий
-
Женские образы в романе. Вера. Портрет Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть», - говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он один и несчастлив. Вера ему всё прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.
-
Женские образы в романе. Вера. В любви Она и её отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Этот человек не всегда холоден – он тоже способен на сильные чувства. Он мечтает увезти Веру, жениться на ней. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).
-
Проблематика романа Задачи автора - Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холод сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки. - Разобраться в основном противоречии героя времени – в разладе его мечты с действительностью. - Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу героя.
-
Проблематика романа Выводы автора - На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже. - Развитие обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему и в характере Печорина существуют противоречия и двойственность). - Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.