Содержание
-
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по литературе (работа над частью С)
-
Методика работы над частью С3(лирика)
-
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А.С.Пушкин В11. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например, постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)? В12. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении однотипных гласных (печаль моя светла; печаль моя полна тобою…» В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение. С3. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? С4. В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека? В8. Как называется прием противопоставления, использованный для характеристики эмоционального состояния: «мне грустно и легко»? В9. Какой троп использует автор в строчке «И сердце вновь горит и любит»? В10. Как называется вид рифмовки, который использует автор в стихотворении?
-
С3. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? При помощи пейзажа в стихотворении А.С.Пушкина создается эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя. (Что это значит? Что я имею в виду?) Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлыеразмышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем. (Почему я так думаю? Как это можно доказать?) Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и отдается воспоминаниям. (Что я вижу в тексте?)
-
(Что я вижу в тексте?) Обращает на себя внимание рифмамгла-светла: она словно подчеркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово мгла, а не тьма. Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчеркнуто звукописью «шумит Арагва предо мною») – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами : ему «грустно и легко», его печаль «светла». (Каков вывод?) Итак, автор, используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).
-
Тезис
КАК Неразрывно Переплетаясь Тесно Проникая друг Крепко в друга Нераздельно
-
С3. Как раскрывается традиционная для Лермонтова тема одиночества в стихотворении "Из-под таинственной, холодной полумаски..."? В этом стихотворении традиционная для Лермонтова тема одиночества раскрывается необычно: здесь нет слов "один" или "одинокий", как в стихотворениях "Парус" или "Выхожу один я на дорогу...". Об одиночестве лирического героя мы догадываемся благодаря форме стихотворения. Композиционно оно делится на две части: в первой описаны "легкие признаки" "красавицы" и момент встречи с ней, вторая часть относит нас к настоящему лирического героя. Анафора "И..." позволяет нам понять, что он все еще живет той встречей. Глаголы в первых двух строфах употребляются в прошедшем времени ("звучал", "светили", ""улыбалися", "видел"), что говорит о недолговечности, мимолетности счастья лирического героя. Сейчас же он любит лишь плод своего воображения "бесплотное виденье", значит, больше любить ему некого и он одинок. Сравнение "голос твой ... отрадный, как мечта" дает нам понимание того, что герой привык любить мечту больше, чем реальность. Высший комплимент - сравнение с мечтой - говорит нам опять же о его одиночестве. Аллитерация на шипящие в 4-й строфе позволяет нам услышать шепот. Если это разговор лирического героя с самим собой, то становится ясно, насколько он одинок. В этом стихотворении звучит мотив одиночества, свойственный лирике Лермонтова. Но здесь мечта помогает лирическому герою примириться с несовершенствами мира.
-
Методика работы над С4 (лирика)
Назвать Обосновать Сопоставить
-
1. К этой теме обращались … такие поэты, как ... в произведении ... и ... в произведении... . 2. Для сопоставления взяты эти произведения, потому что в них так же, как и у имя поэта, проявляется ... (что? какие черты?) . 3. … (первый) использует … приемы, показывая ...(кого?что?). Этот поэт так же, как и имя поэта, изображает … (что? каким образом? - точечная цитата). Однако, в отличие от имя поэта, который... (что?), первый (что делает?). 4. В центре внимания … (второго) - ... (что и кто?). Его лирический герой так же , как и герой имя поэта (что делает? показан каким?- точечная цитата). Однако, в отличие от авторского настроения имя поэта, которое ... (какое?), эмоции второго ..... (какие? в каких словах они выражены? - точечная цитата). 5. Итак, все три автора ... (что делают?) , используя (что? как?). Но ... (кто?) выделяется из названных поэтов ( чем? почему?)
-
В8. В лирике Тютчева проявились все основные признаки романтизма, но многие его стих-я, как и данное, содержат приметы ораторского-декламационного стиля, выработанного другим лит. направлением. Назовите это направление. В9. Стихотворение начинается и заканчивается императивом «молчи». Как называется подобная композиция? В10. На протяжении всего стихотворения используется один и тот же тип рифмовки. Назовите его. В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)метафора 2)анафора 3) эпифора 4)звукопись 5) афоризм В12. Вторая строфа начинается с серии вопросов, не предполагающих ответов. Как называется такой тип вопроса? Silentium Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью - и молчи!... Ф.И.ТЮТЧЕВ
-
С3. Каковы представления Тютчева о "душевной глубине" человека и как они связаны с центральной мыслью стихотворения? С4. В каких произведениях русских поэтов развивается тема «мук немоты»и в чем их сходство и различие с тютчевским стихотворением?
-
С4. В каких произведениях русских поэтов развивается тема «мук немоты» и в чем их сходство и различие с тютчевским стихотворением?
Тема «мук немоты» развивается в таких стихотворениях, как «Невыразимое» В. А. Жуковского и «Silentium» О. Э. Мандельштама. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с «Silentium» Тютчева, но и различие. Как в стихотворении Тютчева, так и в «Невыразимом» Жуковского, лирический герой говорит о бедности языка, его неспособности в точности передать человеческие ощущения. «Но льзя ли мертвое в живое передать?» - таким вопросом задается герой. Живое для него – не сама природа, ведь найдется много слов для выражения ее «блестящей красоты», но те чувства, что она рождает в душе человеке, а мертвое – язык, пытающийся всему дать название. В «Silentium» Тютчева сокровенными для лирического героя также являются чувства, формирующиеся в «душевной глубине». В результате, оба лирических героя приходят к выводу, что ничто не может так передать состояние души человеческой, как молчание. Стихотворения Мандельштама и Тютчева имеют одинаковые названия «Silentium», что с латинского переводится как молчание. Однако, поэты в него вкладывают разный смысл. У Тютчева немота – это то, что сохраняет «мир таинственно – волшебных дум» неприкосновенным. У Мандельштама речь идет о немоте первоначальной – состоянии мира до того, как появилось слово, потому и лексика используется возвышенная. Различие заключается также в том, что «наружный шум» у Тютчева противопоставляется «жизни в себе самом», а у Мандельштама нет разделения на мир внешний и внутренний, все находится в единстве и гармонии. Итак, тема «мук немоты» у каждого поэта раскрывается по-своему: Тютчев и Жуковский близки в понимании молчания, как средства сохранить чувства, а для Мандельштама немота – состояние мира вообще.
-
С4. В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет" Сияла ночь") и как их можно сопоставить? Аналогичные сюжеты присутствуют в стихотворении Тютчева "К.Б" и в стихотворении Пушкина "Я помню чудное мгновенье..". Эти стихотворения выбраны для сопоставления, потому что они повествуют о любви, пронесенной через разлуку и возродившей жизнь в лирических героях: "А жизни нет конца"; "И для него воскресли вновь и жизнь, и слезы, и любовь"; "Тут жизнь заговорила вновь". Для Тютчева, как и для Фета, любовь есть чувство "музыкальное". Только для первого это внутренние звуки, а для второго это реальное пение, "рыдающие звуки". И надо сказать, что Фет прежде всего "слышит" свою возлюбленную, а у Тютчева и Пушкина это, главным образом, зрительное впечатление: "Мимолетное виденье"; «Смотрю на милые черты». О времени, проведенном без любви, каждый лирический герой упоминает по-своему. Для лирического героя Пушкина оно длится дольше всех и занимает в описании две строфы. Фет же уместил свою разлуку в одну строчку:"И много лет прошло, томительных и скучных", как бы желая поскорее забыть эти годы. А Тютчев проводит ряд сравнений: "Как после вековой разлуки", "Как поздней осени порою бывают дни, когда повеет вдруг весною", передавая свое субъективное ощущение возраста и времени. И если для Фета главное показать свою импрессию чувств, мгновение любви, то Пушкин изображает свою любовь более философски.
-
Методика работы над частью С1, С2 (проза, драма)
-
Создание образа героя в эпическом произведении
Имя детство воспитание происхождение Портрет внешность Пейзаж Оценки философия Среда интерьер образ
-
ЕГЭ ЧАСТЬ 1. * * * Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; "мужья" пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам... Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "Вы меня извините, я не виновата". И не она одна -- другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу.
-
– Ты нас покидаешь... ты нас покидаешь, милый брат, – начал он, – конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я... что мы... сколь я... сколь мы... Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты. – Нет, папаша, я не приготовлялся. – А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее! Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: "Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!" {Прощайте! (англ.).} Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты. – В память Базарова, – шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.
-
-
C1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?
Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания,связанные с Базаровым. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке. Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. «Ты нежная душа, ранимая», - сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внес в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом нарушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме. Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.
-
С1. Какую роль играет образ города в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
В романе Достоевского «Преступление и наказание» город является не столько даже местом действия, сколько участником события. Действительно, все действие романа происходит в Петербурге, он является фоном, но помимо этого, городской пейзаж связан с внутренним миром его героев. Он такой же неблагополучный, нищий, нервный, напряженный, как и его обитатели. В городе господствует желтый цвет («Желтое лицо», «желтый билет», «желтые куски сахару»). Цвет душевного неспокойствия, желчи, страдания. И даже парадный Петербург не имеет положительного влияния на героев. От великолепной панорамы веяло на Раскольникова «духом немым и глухим». И в своем очаровании город остается враждебен героям. Только в такой нездоровой обстановке может родиться столь безнравственная теория. А такие художественные детали, как комнаты-гробы, дворы – колодцы, способствуют совершению нездоровых поступков. Они давят на психику, стесняют человека. Таким образом, автор делает Петербург фоном романа, а также участником происходящих событий. Город тоже живет тягостной жизнью, подталкивая героев ко всякого рода безрассудствам.
-
С1. Как характеризует Тихона Кабанова рассказ о ситуации в семье?
Рассказ о ситуации в семье характеризует Тихона Кабанова как человека, умеющего сопереживать, но при этом безвольного. Диалог Кабанова и Кулигина состоялся после того, как обнаружилась измена Катерины. Кабанов, как обманутый супруг, по патриархальным законам должен наказать жену. Однако, вместо этого он с сочувствием отнесся к ней, так как, не будучи лишенным трезвого взгляда на жизнь, он понимает, как «маменька ее поедом ест». Более того, Тихон жалеет не только Катерину, но и Бориса! Он умеет чувствовать переживания людей и потому замечает, что Борис тоскует по Катерине. Это его характеризует как человека добросердечного и чуткого. Но, несмотря на все положительные черты характера, нельзя не заметить, что Тихон – маменькин сынок. Сопереживая супруге, он все-таки «побил ее немножко», но не по собственному желанию, а по приказу маменьки. На все происходящие в жизни Тихона события у него один ответ – «я -то бы ничего, а маменька..». И никогда Кабанов не начнет жить своим умом, так как безоговорочно верит маменьке, что и «своего-то ума» у него нет. Таким образом, Тихон Кабанов – натура милосердная, понимающая и сопереживающая, но слабовольная.
-
С 2. Кто еще из русских писателей сатирически изображал горожан и в чем сходство их сатиры с булгаковской?
Сатирически изображали горожан такие писатели, как ... в произведении... и ... в произведении... . Для сопоставления взяты эти произведения, потому что в них так же, как и у Булгакова, высмеиваются ... (какие черты?) городских жителей. Гоголь использует сатирические приемы, показывая жительниц города NN - ...(кого именно?). Писатель так же, как и Булгаков, наделяет женщин чертами ... (какими? - точечная цитата). Однако, в отличие от москвичек ХХ века, которые... (что?), гоголевские дамы ... (что?). В центре внимания Маяковского - ... (что и кто?). Эти герои так же , как и булгаковские москвичи... (что делают? показаны какими?- точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения к зрителям театра "Варьете", которое ... (какое?), отношение Маяковского к изображенным обывателям..... (какое? в каких словах оно выражено? - точечная цитата). Итак, все три автора ... (что делают?), используя (что именно? - говорящие имена, комические диалоги, комические детали, комические портреты, речевую характеристику, гиперболу, гротеск, алогизм, сарказм, иронию и т.п. ). Но ... (кто?) выделяется из названных писателей ... ( чем? почему?)
-
C2 В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Взаимоотношения представителей разных поколений русской классики отображены в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Аркадий Кирсанов, несмотря на то, что идеи нигилизма породили пропасть между ним и отцом, все же отказался от них и, последовав примеру Николая Петровича, стал рьяным хозяином в имении. Именно преемственность взглядов, уважение традиций разных поколений и сближает эти произведения. В поэме «Мертвые души» отец учит Чичикова тому, что, по его мнению, пригодится человеку в жизни: угождать начальнику, не заводить дружбу, беречь и копить копейку. Эти слова «заронились глубоко в его душу» и впоследствии сформировали характер Чичикова: лживость, ханжество, лицемерие – все это помогает герою не только извлекать личную выгоду из своей авантюры, но и развить такие качества, как целеустремленность и изобретательный ум. В романе-эпопее «Война и мир» примером взаимоотношений между поколениями могут послужить образы Андрея и Николая Болконских. В сцене прощания с отцом перед отъездом в армию князь Андрей попросил старого князя заботиться о сыне, питая к отцу глубокое уважение и восхищаясь его прямодушием и умом. В свою очередь Николай Болконский произносит некий завет: «Коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» - призыв не уронить достоинства перед лицом опасности, в любой ситуации оставаться Человеком, быть верным своему долгу, что и делает князь Андрей в Аустерлицком сражении, свято соблюдая наставления отца. Таким образом, произведения Гоголя и Толстого с романом «Отцы и дети» сближает переимчивость молодого поколений зрелых убеждений и мировоззрения старшего, в отрицательном ключе, как это можно увидеть в «Мертвых душах», и в положительном, как в эпизоде «Войны и мира». (Семилеткина Татьяна)
-
Теория литературы требования кодификатора
1.2 Фольклор. Жанры фольклора 1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство 1.4 Содержание и форма. Поэтика 1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика 1.6 Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм 1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма 1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет, фабула. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
-
Теория литературы (требования кодификатора)
1.9 Деталь. Символ. Подтекст 1.10 Психологизм. Народность. Историзм 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск 1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс 1.13 Стиль 1.14 Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр 1.15 Литературная критика
-
С5. Можно ли создание образа Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?
«Маленький человек» - это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединенных общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести «Шинель» Н. В. Гоголя, и Червяков в рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехова, но первооткрывателем данной галереи персонажей можно считать А. С. Пушкина с образом «маленького человека» Евгения в поэме «Медный всадник». Во-первых, автор поэмы не дает главному герою Евгению фамилии («прозванье нам его не нужно»). Издавна фамилия указывает на род, к которому принадлежит отдельный человек. Получается, что Евгений лишен предков, своего места в истории. Александр Сергеевич делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Петр l, который назван «Он», «истукан», «кумир на бронзовом коне» для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности. Во-вторых, как и любой «маленький человек», Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэму положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Так, Евгений в наводнении, смерти Параши винит Петра. Он трясет кулаком перед «Медным всадником», приговаривая: «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!». В-третьих, о причастности героя к типу «маленького человека» могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что он не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках.. Завидует и более успешным людям, чем он: «Ума недальнего, ленивцы, Которых жизнь куда легка!». Итак, многие черты, присущие образу «маленького человека», а именно отсутствие «прозванья», бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.