Содержание
-
Методика работы над литературоведческими понятиями в 5-9 классах.
-
Цели: Сопоставление различных методик формирования теоретико-литературных понятий, 2. Обобщение опыта работы учителей литературы как основы для создания методических рекомендаций по формированию литературоведческой компетенции учащихся.
-
Задачи исследования :
Анализ методической литературы по проблеме: сравнение методик изучения литературоведческих понятий, Анализ авторских программ, Изучение методических разработок, представленных в Интернете, Обобщение результатов теоретических исследований и составление методических рекомендаций.
-
«Именно усвоение основных понятий и критериев сможет во многом восполнить один из недостатков литературного образования в школе - слабое включение учащихся в осознание эстетической природы литературы как - искусства слова» Чертов В.Ф.
-
I. Методика работы над литературоведческими понятиями
1. Психолого-педагогические особенности усвоения учащимися литературоведческих понятий. Основные этапы становления понятия: 1этап Восприятие. 2 этап Формирование представления 3 этап Формирование понятия
-
Этапы работы над литературоведческим понятием: Накопление фактов, характеристика литературных явлений. Общее представление о признаках этого явления. Определение понятия или установление его характерных признаков. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
-
2. Методика изучения теории литературы
Традиции изучения теории литературы в отечественной школе Этапы изучения теории литературы Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы: 1) анализ лирического произведения 2) освоение теоретических знаний о стихосложении 3) анализ эпического произведения
-
3. Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в современной методике преподавания литературы
Вывод: Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы.
-
4.Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы
1. Анализ лирического произведения в 5-6 классах сливается с обучением школьников выразительному чтению необходимо терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное.
-
2.Освоение теоретических знаний о стихосложении
Три основных раздела: 1) Образность поэтической речи (и вообще язык поэзии) 2) Поэтический синтаксис 3) Стихосложение (ритмические особенности стиха).
-
3. Анализ эпического произведения
4-5 кл. - осмысление сюжета, поступков и переживаний герое 7 кл. - сообщающий момент значительно усиливается 8 – 11кл. - анализ строится на серьезном теоретико-литературном фундаменте
-
II. Теория литературы в школьных программах 5-6 классов
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Анализ программ 5-6 классов позволяет сделать следующие выводы:
-
Методы и приёмы изучения теории литературы в 5-9 классах
1. Составление литературоведческого словаря (примеры). 2. Работа над словарной статьёй 3.Доклады по теории литературы 4. Литературоведческие брифинги 5. Сочинения рассказов о литературо-ведческих терминах и др.
-
Определение понятий в разных учебниках:
-
Заключение.
3 этапа восприятие – представление– понятие 4 - 7 кл. - теоретико-литературный характер 8 - 10 кл. - повторное теоретическое освещение
-
Литература
Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А. Роткович. - Куйбышев, 1974. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы. - Куйбышев, 1974. Чертов В.Ф. Методика преподования литературы // http://samlib.ru/m/molina_m_a/metodika_lit.shtml Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./ Авт.-сост. Коровина, В.Я., Журавлева, В.П. и др М.: Просвещение, 2007 Литература. 5- 9 классы/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова.- Москва: Просвещение, 2011г Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев- РС, 2008 Литература. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2013 год. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч 1-2 5 класс. / под ред. Коровиной В.Я. и др .- М.: Просвещение, 2010 Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/razdel%207.htm http://www.superinf.ru/ http://www.proza.ru/2014/01/16/1030 http://www.fipi.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.