Содержание
-
Тема урока
Мир детства в произведениях Н.Тэффи ( на примере рассказа « Неживой зверь»)
-
Цели урока: исследовать художественный образ ребенка в рассказе « Неживой зверь»,рассмотреть мир ребенка, созданный его мечтами и фантазиями, противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых. Тип урока: урок - размышление
-
Эпиграфы к уроку
И в жизни той живу, не зная Где правда, где моя мечта, Какая жизнь моя, родная,- Не знаю – эта, или та… Н.Тэффи Жизнь прекрасна, если есть в ней свет, небо, природа, дети, любовь. Н.Тэффи
-
1 этап урока. Н.Тэффи Рассказы о детях
В очерке « Федор Сологуб» Н.Тэффи вспоминала: «Как-то занялись мы с ним определением метафизического возраста общих знакомых. Установили, что у каждого человека, кроме его реального возраста есть еще другой, вечный, метафизический. Например, старику - шлиссельбуржцу Морозову мы сразу согласно определили 18 лет. -- А мой метафизический возраст? – спросила я. -- Вы же сами знаете -- 13 лет» .
-
: «Мне сегодня как будто одиннадцать лет, Так мне пусто. так просто, так весело». Удивительная молодость души, которую не сломили жизненные испытания, позволяла Тэффи говорить на языке ребенка, верить в те же чудеса, что и он, мечтать о волшебной стране «Нигде».
-
Сборник « Неживой зверь»
В 1916 г. – в Петрограде. Новый герой – ребенок Необычное для творчества Тэффи Мягкий юмор Тонкий психологизм Серьезность темы в сочетании с лирическим повествованием Правдоподобная и предельная жизненность ДЕТИ в рассказах – сама ЖИЗНЬ
-
2 этап урока. Читаем, размышляем, анализируем
« Радость предполагает общение в любви. Ребенок инстинктивно тянется ко всякому живому существу-живому для него»,-писал русский критикП.Бицилли.
-
Вопросы и задания
Вопросы 1-3. 1. Какую игрушку подарили Кате на Новый Год? 2. Чем стала эта игрушка для девочки? 3.Чего не хватает ребенку, почему она уходит в свой детски - недетский мир? Задания 1-3 1. Найдите в тексте описание игрушки. 2. Проследите по тексту отношение живой девочки к неживому зверю. 3. Найти в тексте описание родителей Кати и их отношения к дочери.
-
Вопросы 4-6 1. Почему взрослым не до девочки? Чем они заняты? 2. Как ведет себя « неживой зверь»? 3. Чем был дорог ей барашек? Задания 4-6 1. Найдите в тексте описание няни, «лисьих баб», учительницы. 2. Выпишите из текста выражения, описывающие состояние «неживого зверя» 3. Выпишите из текста выражения, в которых отражено состояние девочки в моменты общения с игрушкой.
-
ВЫВОД
За этой игрой – неигрой кроются истоки трагического мироощущения ребенка непонимание, отсутствие любви и заботы. Герой показан в состоянии постоянного одиночества и замкнутости. « Неживой» мир добрый, ласковый. В нем ребенку, одинокому, забытому, тепло и уютно.
-
3 этап урока. Один день из жизни девочки Кати
Расскажите, как и чем живет героиня рассказа на примере 1 дня из ее жизни План ответа. 1. Утро. Завтрак. Скучно. Темно. 2. В больших комнатах. Без родителей. 3. В детской перед обедом. 4. Все было неспокойное. 5. Тихая жизнь за сундуком с барашком. 6. « Лисьи бабы». Нянька. Сплетни. 7. Ночью худо.
-
4 этап урока
В рассказе автор поднимает следующие проблемы: ( учащиеся пытаются сами сформулировать проблемы в рассказе). 1. Проблему равнодушия взрослых 2.Проблема одиночества. 3. Проблема роли игрушки в жизни ребенка. 4. Проблема дома и царящей в нем гнетущей атмосферы.
-
Проблема равнодушия взрослых
Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота. А если эта любовь и забота отсутствуют? Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни ребёнка поднимает автор данного текста. Маме с папой нет дела до переживаний своей дочки,онислишком заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. Автор показывает омертвение души во всех окружающих Катю людях, а «неживой зверь», наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.
-
Проблема одиночества
Что же такое истинное одиночество? Возможно ли оно, когда человек живёт среди людей. Всем ходом повествования автор даёт читателям понять, что одиночество невыносимо для Кати, а от безысходности она замкнулась в себе, и только «неживой» баран – её друг, который, в отличие от взрослых, всё понимал.
-
Проблема игрушки в жизни ребенка
Игрушка… Нужна ли она ребёнку или это пустая трата времени? Может ли игрушка сыграть какую-то роль в судьбе маленького человека? «Неживой зверь» с «человеческими» глазами скрасил существование девочки, и, «когда она чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.
-
Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в доме
Что такое дом? Просто место, где живёт человек, или то место, где он чувствует себя комфортно, хорошо? . В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Ей было невесело, холодно, страшно. Крысы, появившиеся в доме – ещё один верный признак неблагополучия семейных отношений, обстановки дома. Был, впрочем, лишь один светлый и тёплый уголок. Уголок, в котором жил лучший друг этой девочки – игрушечный баран. Только там она могла успокоиться и забыться в детских играх.
-
5 этап урока. Вопрос урока и домашнего сочинения - размышления
Как будет жить Катя после « гибели» « неживого зверя»?
-
-
Прежние писатели приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи, не « женщину – писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного. Саша Черный Презентацию подготовила Учительница русского языка и литературы ГБОУ НПО ПУ № 7 Еналдиева А.К.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.