Содержание
-
МОКШЕНЬ КЯЛЬСА УРОК6 класс
Подготовила и провела: учитель родного (мокшанского) языка и литературы МБОУ «Кочелаевская СОШ» Кокнаева Н.А.
-
ШУМБРАТАДА!
-
Ц Е Л Ь:
Познакомить детей с термином «Валмельгаксне»; Продолжить работу над развитием речи путём беседы; Обогатить словарный запас; Развивать умение аргументировать собственные выводы.
-
Мезетонафниприлагательнайсьмокшенькяльса?
-
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Кодама? (какой? какая? какое?) оцю – большой, якстерь – красный; Кодапт? (какие?) оцюфт – большие, якстерьхть – красные.
-
Качественнай и относительнайприлагательнайхне
Качественные цвет, размер, возрастные признаки суффиксы: -у, -ю, -и (-ы), -в. Например: лов (снег) – лов-у (снежный); ёнь (ум) – ёню (умный);кяж (зло) – кяжи (злой) Относительные отношения к материалу, к месту суффикс –нь Например: куд (дом)-куд-о-нь (домашний), сёксе (осень (сёксе-нь (осенний).
-
Суффикс – ня
передаёт уменьшительно-ласкательное значениеимени прилагательного. Например: тюжя (жёлтый) – тюжя –ня (жёлтенький), ламбама(сладкий) –ламбам-ня (сладенький)
-
Задание 1.
Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите в них имена прилагательные. Запишите их в тетрадь
-
Модась вельхтяф пухонь щамса – Кельмось тейнза аф пелькс. (В. Корчеганов) Тячи лямболь, пароль ушесь, Валда тюсса ушесь архтфоль. (Н. Циликин) Мазы лопанятне пяярсть, Зърнянь тюсса ацазь кить, Сембе имошне ни кенерсть, Каркне лямбе шири тусть. (И. Пятина) Акша ловнясьвалги-прай, Кельме тялось вов ни сай. (Д. Абрамов)
-
Прилагательнайхне:
1. Пухонь- пуховые 2. Валда – светло 3. Мазы – красивый; зърнянь – золотой; лямбе – тепло. 4. Акша – белый; кельме – холодный.
-
ЗАДАНИЕ 2.
Пяшкодесть шава клеткатнень эрявикс букваса стане, штоба лисель прилагательнай, конац аделави – ня суффиксть лангс.
-
-
ОД ИЕ РОШТУВА
-
Мокшень –рузонь валкс:
Пуромомань кудса Койхнень, кой Уликсшит Каванякшнезь Шужярень Пълхнесть В доме общения Обряды, обычаи Богатство, достаток Угощали Соломенное Сжигали
-
-
Урокть темац:
«ВАЛМЕЛЬГАКСНЕ»
-
ВАЛМЕЛЬГАКССЬ (ПОСЛЕЛОГ) -
служебная часть речи. В мокшанском языке послелоги выступаютпосле существительных, числительных и местоимений в формах именительного, родительного и отложительного падежей. Например:нумолнясь ворьгодсь пинеть эзда – зайчик убежал от собаки.
-
Послелоги выражают следующиеотношения:
-
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
Ала«под» - модать ала «под землей» Лангса«на» - шра лангса «на столе» Фтала«за» - вирть фтала «за лесом» Инголе «перед» - школать инголе «перед школой» Ваксса«около» - доскать ваксса «около доски» Потмоса«внутри, в» - ведть потмоса «в воде» Вельхксса«над» - паксять вельхксса «над полем» Ёткса«между» - шуфттнень ёткса «между деревьями»
-
ВРЕМЕННЫЕ
Меле «после» - пиземдамеле «после дождя» Инголе «перед, до, прежде, раньше» - уроктаинголе «до уроков, перед уроками»
-
ЦЕЛЕВЫЕ
Инкса«из-за, за» - войнать инкса «из-за войны Мельге «за» - нумол мельге «за зайцем
-
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
Лаца«наподобие, как» - келазь лаца «как лиса» Коряс, коре«по сравнению с; наподобие, как» - шабрань коряс «наподобие соседа»
-
Прочитайте текст и переведите на русский язык.
Январень сисемце шись – Роштувась. Тя шиня шачсь Иисус Христос. Сонь шачфтозе Дева Мариясь. Роштуваста инголе иттне якасть калядама. Синь сувсихть кудста кудс. Анайхть азорхнень кядьста пярякат, пачат. Синць морайхть тест морот. Роштувань шиня ломаттне арнихть алашаса. Мокшэрзятне кельгсазь тя шить. Тя шиня синь щасазь мазы наряжамбяльснон.
-
Перевод Седьмого января день - Рождество. В этот день родился Иисус Христос. Его родила Дева Мария. Перед Рождеством дети калядуют. Они ходят из дома в дом. Просят у хозяев пироги, блины. За это они поют им песни – калядки. В Рождество люди катаются на лошадях. Мокшане и эрьзяне очень любят этот день. Сегодня они наденут самую красивую одежду.
-
ЗаданиеДанные слова свяжите по смыслу с нужными послелогами. Существительные поставьте в нужном падеже.
Васедемс, ялга; корхтамс, книга; лисемс, вирь; ётамс, ульця; кельмомс, якшама. Лезксонди валхт: мархта, кувалма, инкса, колга, ваксс.
-
Рассмотри рисунки. Скажи, которое предложение какому рисунку соответствует. Выпиши послелоги.
1.Шабатне тиихть эй. Эй лангса синь кармайхть курькснема конькаса. 2.Коля уски Настянь эса нурдоняса. 3.Шабатне налхксихть лов покольняса. 4.Шабатне ардыхть панда пряста нурдоняса.
-
-
-
СОДАК. МЕЗЕ ТЯ?
-
Шуфта пряса пееди мазы щёка стирня.
-
М А Р Ь
-
Акша ловмарть ала Уды целай тяла, Аф мрнай, аф козы, Аньцек мадянц нозы.
-
ОФТА
-
Тишесь, шуффтне Кяшсть ловть алу, Сяс мес якшама, мес …
-
ТЯЛА
-
КУДОНЬ ТЕВСЬ
Правилатнень тонафнемс стр. 65; Стр. 66 упр. 3.
-
Н Я Е М О З О Н К
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.