Содержание
-
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)Урок литературы 10класс
Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами. И. Золотусский Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот РС(Я)
-
«Петербургские повести»
Название не принадлежит Гоголю, дано редакторами его сочинений.В 1833г. писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии» «Петербургские повести» - третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга. «Петербургские повести» - они обличают город, весь пропитанный фальшью, где процветает казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность, подавление талантов и унижение личности.
-
СБОРНИК Н. В. ГОГОЛЯ «АРАБЕСКИ» (1835). НАРЯДУ С КРИТИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ ВОШЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ЦИКЛ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ» (1835 – 1840ГГ)
«Нос» «Невский проспект» «Портрет» «Записки сумасшедшего» «Шинель» «Рим» Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства. На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.) Фантастика погружена здесь в самую гущу обыденной жизни. Героями цикла становятся странные обитатели северной столицы, чиночного города, в котором все ложь, обман.
-
А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал "Арабески", где находится его "Невский проспект", самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед». В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни». В.В.Набоков: «Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге… Но странность этого города была по-настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошел такой человек, как Гоголь» «Невский проспект» (1835).
-
Невский проспект
-
КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека». Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира» Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи. Контрасты которые можно наблюдать «здесь в течение суток»: «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» . За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города
-
Пирогов ГЕРОИ ПискаревХудожник Пискарёв
Основные черты: чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм. Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель. Покончил с собой – не смог допустить, чтобы силы зла, «дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить. Романтик, мечтатель, добрый Застенчивый, робкий чувствительныйскромный
-
Поручик Пирогов
Основные черты: примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов. Расчетливый, наглый, без чувства достоинства. Как результат: потеря себя как личности.
-
-
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё…» «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, что ажется!..Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
-
Вывод: центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности. Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
-
Действительность:
обманчивость, призрачность, лицемерие, пошлость, обезличивание, Иррациональность смех истина Оружиеборьбы
-
Герои повести «Нос»-1836г:
Цирюльник Иван Яковлевич Коллежский асессор Ковалев (майор)
-
Положение человека в обществе
Абсурдность и фантастичность сюжета вызвала обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов. Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
-
Вывод:
Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.
-
«ПОРТРЕТ»
"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника.
-
Композиция повести
I часть. Истории художника Чарткова. II часть. Обстоятельства создания портрета и судьба его автора.
-
композиция
-
Герои повести
Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения
-
Вторая часть повести
Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
-
-
-
Задачи искусства
-
Вывод:
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.
-
«ШИНЕЛЬ» В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя». Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя».
-
«Маленький человек» -социально-литературный тип
невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, судьба безысходна, вызывает чувство жалости.
-
«Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…». С тех пор жизнь потеряла для него смысл.
-
Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы.
-
Домашнее задание. Эссе: Тема «маленького человека» в современном мире.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.