Презентация на тему "Н.В.Гоголь. "Петербургские повести" (урок литературы 10класс)"

Презентация: Н.В.Гоголь. "Петербургские повести" (урок литературы 10класс)
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Н.В.Гоголь. "Петербургские повести" (урок литературы 10класс)"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 29 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе для 10 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Н.В.Гоголь. "Петербургские повести" (урок литературы 10класс)
    Слайд 1

    Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)Урок литературы 10класс

    Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами.            И. Золотусский Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот РС(Я)

  • Слайд 2

    «Петербургские повести»

    Название не принадлежит Гоголю, дано редакторами его сочинений.В 1833г. писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии» «Петербургские повести» - третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга. «Петербургские повести» - они обличают город, весь пропитанный фальшью, где процветает казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность, подавление талантов и унижение личности.

  • Слайд 3

    СБОРНИК Н. В. ГОГОЛЯ «АРАБЕСКИ» (1835). НАРЯДУ С КРИТИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ ВОШЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ЦИКЛ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ» (1835 – 1840ГГ)

    «Нос» «Невский проспект» «Портрет» «Записки сумасшедшего» «Шинель» «Рим» Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге – столице Российского государства. На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое название появилось в критике уже после смерти писателя.) Фантастика погружена здесь в самую гущу обыденной жизни. Героями цикла становятся странные обитатели северной столицы, чиночного города, в котором все ложь, обман.

  • Слайд 4

    А. С. Пушкин: «Он [Гоголь] издал "Арабески", где находится его "Невский проспект", самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед». В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести, «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни». В.В.Набоков: «Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге… Но странность этого города была по-настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошел такой человек, как Гоголь» «Невский проспект» (1835).

  • Слайд 5

    Невский проспект

  • Слайд 6

    КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

    За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека». Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира» Невский проспект – это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…».Торжествует «овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи. Контрасты которые можно наблюдать «здесь в течение суток»:  «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…» . За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города

  • Слайд 7

    Пирогов ГЕРОИ ПискаревХудожник Пискарёв

    Основные черты: чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм. Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель. Покончил с собой – не смог допустить, чтобы силы зла, «дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить. Романтик, мечтатель, добрый Застенчивый, робкий чувствительныйскромный

  • Слайд 8

    Поручик Пирогов

    Основные черты: примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов. Расчетливый, наглый, без чувства достоинства. Как результат: потеря себя как личности.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё…» «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, что ажется!..Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»

  • Слайд 11

    Вывод: центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности. Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

  • Слайд 12

    Действительность:

    обманчивость, призрачность, лицемерие, пошлость, обезличивание, Иррациональность смех истина Оружиеборьбы

  • Слайд 13

    Герои повести «Нос»-1836г:

    Цирюльник Иван Яковлевич Коллежский асессор Ковалев (майор)

  • Слайд 14

    Положение человека в обществе

    Абсурдность и фантастичность сюжета вызвала обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов. Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, - и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.

  • Слайд 15

    Вывод:

    Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

  • Слайд 16

    «ПОРТРЕТ»

    "Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника.

  • Слайд 17

    Композиция повести

    I часть. Истории художника Чарткова. II часть. Обстоятельства создания портрета и судьба его автора.

  • Слайд 18

    композиция

  • Слайд 19

    Герои повести

    Писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения

  • Слайд 20

    Вторая часть повести

    Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его». 2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья». «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Задачи искусства

  • Слайд 24

    Вывод:

    Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

  • Слайд 25

    «ШИНЕЛЬ» В. Г. Белинский: «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя». Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя».

  • Слайд 26

    «Маленький человек» -социально-литературный тип

    невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, судьба безысходна, вызывает чувство жалости.

  • Слайд 27

    «Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…». С тех пор жизнь потеряла для него смысл.

  • Слайд 28

    Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы.

  • Слайд 29

    Домашнее задание. Эссе: Тема «маленького человека» в современном мире.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке