Содержание
-
Урок литературы
«Не стоит село без праведника: по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» Левина Е.Д., учитель русского языка и литературы МОУ ОСШ № 94
-
-
Александр Исаевич Солженицын(1918 – 2008)
-
А.И. Солженицын - новеллист
В своих рассказах А.И. Солженицын размышляет над вечными вопросами, один из которых - сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей. Рассказ “Матренин двор” дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. http://www.kniga.ru/books/95952 В.П. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики».
-
Рассказ А.И. Солженицына "Матренин двор"
"Не стоит село без праведника" – первоначальное название рассказа (изменено по настоянию главного редактора журнала "Новый мир" А.Т. Твардовского, который понимал, что цензура не допустит к печати произведение с таким названием) 1959 г. – идея рассказа; 1956 г. - события, отраженные в рассказе, происходят в этом году; 1953 год – для первой публикации рассказа события перенесены (по настоятельной просьбе А.Т. Твардовского) в дохрущёвское время; 1963г. – написание рассказа, первая публикация в журнале "Новый мир". 1974г. – изъятие произведений писателя из библиотек.
-
Цель и задачи:
Цель: показать, как в судьбе главной героини рассказа - Матрёны - сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Задачи: Установить связь между двумя названиями рассказа («Матрёнин двор» и первоначальным – «Не стоит село без праведника»); Дать осмысление образа главной героини как праведницы; Показать общечеловеческое значение рассказа.
-
Повествователь - Игнатьич
Образ рассказчика автобиографичен А.И. Солженицын в деревенской избе за рабочим столом, 1955 год Александр Исаевич Солженицын в деревне Мильцево. 22 октября 1956 год
-
Главная героиня рассказа – МатрёнаВасильевна
Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть героине на своем веку. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена. Матрёна Васильевна Захарова у своей избы. 1956 год
-
Матрена и Игнатьич
В рассказе обнаруживается общее в героине и рассказчике. В первой части произведения всё повествование о Матрёне дано через восприятие автора, во второй героиня рассказывает о себе сама.
-
Матрёна и Фаддей
Жизненные мытарства истребили в Фаддее сердечность и человеческие чувства. Люди потрясены смертями на железнодорожном переезде, а Фаддея мучает только одна мысль - спасти брошенные брёвна. "Порубал-таки Фаддей свою любовь, но и душа его при этом погибла". Сравнивая жизненные пути героев, А.И. Солженицын даёт говорит читателям: жизненные невзгоды испытывают человека на прочность и его красоту. "Идейно-художественные искания автора находятся в сфере христианско-православного мировоззрения. Разные стороны жизни русской деревни 50-х годов отражены в рассказе, но нравственно - духовное содержание является в нём доминирующим" [А.А. Симакова].
-
Разрушение дома Матрёны
Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство. Своей воспитаннице Матрёна отдала самое дорогое, что было в её жизни - дом: "... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего..."
-
Трагизм судьбы героини
Трагизм жизни Матрёны проявился тогда, когда она, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу.
-
Тема праведничества в рассказеДолго и успешно избегая прямого слова, Солженицын пришёл к языку проповеди, что тот же час послужило поводом для зачисления писателя в диссиденты.
Праведник, - объясняет словарь С.И. Ожегова, - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. К теме праведничества А.И. Солженицын подходит деликатно. Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини.
-
Матрёнин дом – матрёнин мир – особый мир праведника
Название рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор" можно истолковать по-разному. В первом случае, "двор" - уклад жизни Матрёны, её хозяйство. Во втором случае слово "двор" акцентирует внимание читателя на судьбе самого матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае - "двор" символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене. В третьем значении трагизм наиболее велик, так как речь идет о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша". Последние фразы рассказа расширяют границы "матрёниного двора" (как личного мира героини) до масштабов человечества. .
-
Разрушение мира деревни
А.И. Солженицын написал рассказ, как будто переставив акценты в пословице: важнее всего – что село «не стоит», именно потому, что не на ком, не на чем держаться, ибо ныне праведника не ценят - и он погибает. «Не стоит село без праведника» – народная мудрость. Смысловой акцент пословицы такой: если есть село, то есть и праведник, и на нем ведь мир крестьянский держится. Изба М.В. Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, где Солженицын жил и учительствовал с августа 1956 по июнь 1957. 1956 год
-
Художественноесвоеобразиерассказа
«Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, а вот интерьеру автор уделяет больше внимания. Солженицын – отличный портретист. В самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене. Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. В первой части произведения всё повествование о Матрёне дано через восприятие автора, во второй героиня рассказывает о себе сама.
-
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» в русской литературе ХХ века
Рассказ“Матрёнин двор” находится у истоков русской деревенской прозы второй половины XX века
-
Выводы:
Словосочетание «Матрёнин двор», заменившее первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» подарило произведению дополнительную многозначность. Матрёна - героиня рассказа, не смотря ни на что, «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Она, по мысли автора, «прирожденный ангел» – праведник. О праведности героини писали и пишут литературоведы. Матрёна - неканоническая святая. В центре рассказа - житие праведницы и великомученицы эпохи "сплошной коллективизации" и трагического социального эксперимента над целой страной. В том, что этот вечный тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда автора на духовное выживание народа. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.
-
-
Списокиспользованныхисточников
Все цитаты приводятся по изданию: Солженицын, А.И. Матрёнин двор /Хрестоматия по литературе для учащихся. - М, 1997. Беляева, Н. Уроки Солженицына Читаем «Матрёнин двор» / Литература. – 2008 . - № 22 Гурьев, В. Восхождение к Нагорной проповеди.../ [http://www.solzhenicyn.ru] Еремина, Т. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор в 11 классе»/ [http://gramma.ru/EDU/ портала "РУССКОЕ СЛОВО"] Литвинова, В.И. «Жить не по лжи»: Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - /[Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. - Абакан, 1997] Сараскина, Л. Дом для Матрёны / Литературная газета, [30.04.2008] Тюрганова И.К Анализ рассказа “Матрёнин двор” / [http://festival.1september.ru/authors/100-862-463/] Чалмаев, В.А. Жизнь и творчество. М., 1989 https://yandex.ru/images Фото // «Матренин двор»: спектакль театра им. Е. Вахтангова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.