Презентация на тему "Нечистая сила в сказках"

Презентация: Нечистая сила в сказках
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Нечистая сила в сказках" для 2-4 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 22 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Нечистая сила в сказках
    Слайд 1

    «Нечистая сила» в русских народных сказках

  • Слайд 2

    Цель:

    исследование символики образов Кощея Бессмертного и Бабы-Яги в русских народных сказках.

  • Слайд 3

    Задачи:

    1. установить связь образа Кощея Бессмертного с мифологическими героями; 2. выяснить этимологию слова Кощей; 3. выявить символический смысл образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках; 4. установить связь образа Бабы-Яги с мифологическими героями; 5. определить этимологию слова Яга; 6. выявить специфику образа Бабы-Яги в русских народных сказках

  • Слайд 4

    Объект исследования: тексты русских народных сказок в обработке А.Афанасьева, пересказе М.А. Булатова. Предмет исследования: особенности изображения фантастических персонажей в сказках. Метод исследования: структурно - семантический .

  • Слайд 5

    Гипотезы:

    этимология имени Кощей отражает разные типы персонажей в русских народных сказках. Кощей Бессмертный олицетворяет собой не только мир насилия, но и отражает природные явления. Изменение символического смысла образа Бабы-Яги связано с изменением воззрений славян, принятием христианства на Руси.

  • Слайд 6

    Славянская мифология

    Трипетович — сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Он же (в более широком смысле) - славянский владыка Пекла Чернобог(у греков ему соответствуют Триптолем и Аид).

  • Слайд 7

    Этимолгия

    1. от «касть» – сокращенное от капость, пакость – мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь ; 2. от «кость».

  • Слайд 8

    Символика образа Кощея

    В образе Кощея в русских народных сказках выражается мир насилия, человеконенавистничества

  • Слайд 9

    Кощей олицетворяет собой деспотическую власть.

  • Слайд 10

    Кощей может символизировать собой и явления природы. Образ Кощея связан с бесконечной сменой времен года. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния – окостеневают.

  • Слайд 11

    И всегда находится герой, который противостоит злодею, разрушает злые кощеевы чары, герои оживают, а Кощей сам погибает.

  • Слайд 12

    Баба-Яга

    Так в «Краткой энциклопедии славянской мифологии» читаем: «БАБА—ЯГА, Яга Ягйшна, Яга Виевна, Яга Змйевна — сказочный персонаж; «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».

  • Слайд 13

    А В. А. Иванов в словаре "Мифы языческой Руси" пишет: «БАБА ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь»

  • Слайд 14

    Яга-дарительница

  • Слайд 15

    Яга может дарить герою разные предметы, помогающие в последствие выжить, но самым ценным подарком оказывается совет.

  • Слайд 16

    Чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку на курьих ножках

  • Слайд 17

    Яга-похитительница

  • Слайд 18

    Дело в том, что у древних славян был такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь. Также был обряд взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и, конечно же, их отголоски превратились в страшилки.

  • Слайд 19

    Яга-воительница

    Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Выводы:

    Образ Кощея Бессмертного своими корнями уходит в славянскую мифология. Имя героя связано со значением слова «кость», «мерзость , гадость». В русских народных сказках Кощей символизирует, во-первых, мир насилия, человеконенавистничества, во-вторых, олицетворяет собой неограниченную, деспотическую власть, в-третьих символизирует бесконечную смену времен года, бесконечность жизни.

  • Слайд 22

    Разные народы по-разному толкуют значение слова Яга: у одних – это прародительница, берегиня, у других – «ведьма», «злой дух». Изменение в значении ученые связывают с принятием христианства славянами. В русских народных сказках Баба-Яга совершает скорей хорошие поступки, чем плохие: помогает герою, победить Кощея, указывает дорогу. Только в образе Змеи-матери она, безусловно, отрицательный персонаж. Баба-Яга символизирует собой силу, связывающую мир живых и мир мертвых

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке