Презентация на тему "«Утро» - лексический анализ"

Презентация: «Утро» - лексический анализ
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "«Утро» - лексический анализ"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 12 слайдов. Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 8-10 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: «Утро» - лексический анализ
    Слайд 1

    Лексический анализ текста стихотворения Никитина

  • Слайд 2

    Повторение

    Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.) Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология.) Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

  • Слайд 3

    Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее - ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений. - Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика, от греческого семантикос - обозначающий.) - Какие вы знаете словари, дающие толкования слов?

  • Слайд 4

    Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый шар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит, Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут. А восток все горит-разгорается. Птички солнышко ждут, птички песню поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло. На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с косой, едет - песню поет. По плечу молодцу все тяжелое... Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. С. Никитин.)

  • Слайд 5

    - О чем рассказывает стихотворение? (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу, приветствует его: «Здравствуй, солнце да утро веселое!») Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Мы остановимся на лексических и синтаксических особенностях стихотворения. - Какие лексические средства вы видите в стихотворении?Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением (олицетворение): «пар расстилается... по кудрям лозняка», «дремлет чуткий камыш», «свет разливается», «брызнет роса серебристая», «потянул ветерок», «воду морщит-рябит», «восток все горит-разгорается», «лес улыбается», «солнце встает... ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло», «утро веселое».

  • Слайд 6

    За счет использования олицетворений И. С. Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя. Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты: «по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми потоками», «утро веселое»).

  • Слайд 7

    Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты:«по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми потоками», «утро веселое»). Подберите к слову «алый» синонимы. (Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенцами: ярко-красный - алый.)

  • Слайд 8

    Подберите к слову «алый» синонимы. (Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный - алый.) Так почему именно «алый свет» у поэта? (Никитин описывает раннее утро, солнце еще «не проснулось», утро только зарождается, поэтому темно-красный оттенок не может быть использован. Из ярко-красных оттенков не могли быть применены другие синонимы из-за их сочетаемости: пунцовые щеки (губы), пунцовый румянец, коралловый камень (цвет холодный). А вот алый цвет - это чистый, рождающийся свет. Поэтому поэт и выбрал это слово.) Такую же работу можно провести и с другими словами-синонимами: белый, брызнуть, гаснуть, чуткий.

  • Слайд 9

    В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно. Например: «меркнут и гаснут звезды»; «стоит, улыбается лес»; «встает, блестит солнце...» Также использована инверсия (обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения: «Дремлет чуткий камыш»; «Пронеслись утки с шумом и скрылися»; «Едет пахарь с косой». Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов:«тропинка росистая», «роса серебристая».

  • Слайд 10

    Обратите внимание на использование автором знаков препина­ния. Запятые обозначают паузу, точка в конце предложенияуказывает на его завершенность и более глубокую паузу, тире -результативность действия: «куст заденешь плечом - на лицотебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая». Многоточие указывает на незавершенность интонации. Восклицательные знаки передают (выражают) мольбу: «Не боли ты, душа! Отдохни от забот!» и радость: «Здравствуй, солнце да утро веселое!». К. Г. Паустовский сказал, что для поэта «знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». - Выпишите из стихотворения слово-омоним «звезды», составьте словосочетания с ним. (Небо в звездах; верить в свою звезду (переносное значение); звезда экрана (переносное значение); пятиконечная звезда (фигура); звезды на погонах (в армии); морская звезда (иглокожее животное).

  • Слайд 11

    - Составьте конспект по вопросам 1-10 раздела «Лексика».Ответы на вопросы можно найти на страницах: 1-ый вопрос - на с. 20; 2-й, 3-й - на с. 22; 4-й, 5-й - на с. 24-25; 6-й, 10-й-нас. 32; 7-й - на с. 27; 8-й - на с. 29; 9-й - на с. 30.

  • Слайд 12
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке