Содержание
-
Употребление глаголов в речи
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы ГБОУ № 270 Гольнева Е.Г.
-
Орфографическая пятиминутка.
Лисич(?)ка зимой мышку..т – мышей лов..т. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слуша..т и смотр..т: где (под) снегом мыш.. пискн..т, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услыш..т, замет..т – кин..тся. Готово: попалась мыш.. в зубы рыжей пушистой охотнице!
-
Глагол в речи.
Глагол – часть речи, обозначающая действие.
-
«Буря мглою небо кроет…»
Исследователи творчества А. С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. Например, в известном стихотворении «Зимний вечер» образ вьюги даётся через зрительные впечатления, звуковые образы:
-
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А. С. Пушкин
-
В чём изобразительная сила глагола?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени: длительное время (примеры), в один момент (примеры), начало действия или его завершение и т. д. Какое значение имеют глаголы в данном стихотворении? Разберите их по составу.
-
Времена глагола – средство выразительности.
Утро. Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, - воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. И. Никитин
-
Разминка
Встать Сесть Встать Повернуться Отряхнуться Сесть Встать С начала всё начать
-
Грамматика сопротивляется.
Попробуйте образовать 1 лицо ед. ч. от глаголов: победить, убедить, дерзить, пылесосить, голосить. Составьте с ними предложения.
-
Повелительное наклонение.
Спешите, люди, жить. Не опоздайте Других людей вслед за собой позвать. Скорее руку помощи подайте, Не торопитесь руку убирать. Д. Новруз
-
Подведём итоги.
Для чего нужны глаголы? Как они используются в художественных произведениях? Что нового вы узнали о роли глаголов в речи?
-
Домашнее задание.
Найдите в художественной литературе отрывок, содержащий глаголы. Объясните их роль в этом отрывке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.