Содержание
-
Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»
-
Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Антон Павлович Чехов
-
Эпиграф
Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных И. А. Гончаров
-
Сегодня на уроке мы посмотрим, как А.П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа «О любви». Цели урока:
-
«маленькая трилогия»
«Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви»
-
Тема, объединяющая все рассказы трилогии.
О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».
-
Развитие темы в рассказе «О любви»
Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь.
-
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова
Любовь – 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Взаимная л. 2. Склонность, пристрастие к чему-либо. Л. к музыке. Л. к искусству.
-
Грамматическое значение слова «любовь»
Существительное, 3-го склонения, женского рода, именительного падежа О любви - форма предложного падежа – о чем?
-
О какой любви идет речь в рассказе?
О любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся и т.д.
-
Особенности композиции
Рассказ в рассказе О любви мы знаем из рассказа Алехина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность
-
Индивидуальная исследовательская работа
Проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики.
-
Вывод:
Алехин – культурный, умный, образованный человек. В его речи встречаются самые разные пласты лексики.
-
Пласты лексики в речи Алехина
разговорно-бытовая(холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и др.) просторечные слова (спаньё в санях, мужики, бабы и др.) просторечно-вульгарные слова (мурло) просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке) церковно-славянская (писать пристрастие, «тайна сия велика есть») книжная лексика (обо всем этом можно трактовать как угодно; поэтизировать, индивидуализировать и т.д.) просторечные фразеологические обороты (заговорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т.д.)
-
Лидия Алексеевна Авилова
узнала себя в образе Анны Алексеевны Луганович. Лидия Алексеевна вернула сестре Чехова, Марии Павловне, все письма писателя, кроме одного. Что же это было за письмо?
-
-
Лингвистический эксперимент
Подберите определения к слову «любовь». Какие определения к этому слову подобрал А.П.Чехов? Найдите их в услышанном отрывке.
-
Задание: Не глядя в книгу, восстановить текст, как можно ближе к авторскому.
«…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину (…), (…), (…), (…), (…), женщину, какой я раньше никогда не встречал».
-
«…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал».
-
Словарь русского языка» С.И. Ожегова
«Обаятельный – очаровательный, полный притягательной силы».
-
Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова
Нас поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, музыкальность ее звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать музыкальность речи Чехова? Узнаете ли вы автора музыки?
-
Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского?
Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.
-
Индивидуальная исследовательская работа с текстом
Элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.
-
У Чехова часто употребляются в предложениях однородные члены:
скрывали ее робко, ревниво; любили нежно, глубоко; тихая, грустная любовь, счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома; красивая, интересная жизнь; был знаменитым ученым, артистом, художником; из обычной, будничной обстановки; в случае моей болезни, смерти; и т.д.
-
Вывод:
Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.
-
Лингвистический эксперимент
Что можно сказать об этом предложении? « И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»
-
Попробуем перестроить первую часть этого предложения – опустим повторяющийся союз:[и О, и О, и О…] → [О, О, О…].
« Дома, в поле, в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»
-
Вывод:
Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.
-
А.П.Чехов:
«Умело кратко говорить о длинных вещах».
-
Почувствовать симпатию автора к своим героям помогло нам слово.
« Слово есть знак состояния души»,-считал Аристотель.
-
Подведение итогов:
А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался, что помогло ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.
-
Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»:
А.П.Чехов использует Образную речь Пласты лексики для создания речевого портрета Точные оценочные определения Ритмические синтаксические конструкции Экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами
-
Антон Павлович Чехов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.