Презентация на тему ""О любви" А.П. Чехов"

Презентация: "О любви" А.П. Чехов
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме ""О любви" А.П. Чехов" по литературе, включающую в себя 33 слайда. Скачать файл презентации 0.68 Мб. Средняя оценка: 4.1 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: "О любви" А.П. Чехов
    Слайд 1

    Язык рассказа А.П. Чехова «О любви»

  • Слайд 2

    Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Антон Павлович Чехов

  • Слайд 3

    Эпиграф

    Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных И. А. Гончаров

  • Слайд 4

    Сегодня на уроке мы посмотрим, как А.П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа «О любви». Цели урока:

  • Слайд 5

    «маленькая трилогия»

    «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви»

  • Слайд 6

    Тема, объединяющая все рассказы трилогии.

    О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».

  • Слайд 7

    Развитие темы в рассказе «О любви»

    Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь.

  • Слайд 8

    «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

    Любовь – 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Взаимная л. 2. Склонность, пристрастие к чему-либо. Л. к музыке. Л. к искусству.

  • Слайд 9

    Грамматическое значение слова «любовь»

    Существительное, 3-го склонения, женского рода, именительного падежа О любви - форма предложного падежа – о чем?

  • Слайд 10

    О какой любви идет речь в рассказе?

    О любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся и т.д.

  • Слайд 11

    Особенности композиции

    Рассказ в рассказе О любви мы знаем из рассказа Алехина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность

  • Слайд 12

    Индивидуальная исследовательская работа

    Проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики.

  • Слайд 13

    Вывод:

    Алехин – культурный, умный, образованный человек. В его речи встречаются самые разные пласты лексики.

  • Слайд 14

    Пласты лексики в речи Алехина

    разговорно-бытовая(холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и др.) просторечные слова (спаньё в санях, мужики, бабы и др.) просторечно-вульгарные слова (мурло) просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке) церковно-славянская (писать пристрастие, «тайна сия велика есть») книжная лексика (обо всем этом можно трактовать как угодно; поэтизировать, индивидуализировать и т.д.) просторечные фразеологические обороты (заговорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т.д.)

  • Слайд 15

    Лидия Алексеевна Авилова

    узнала себя в образе Анны Алексеевны Луганович. Лидия Алексеевна вернула сестре Чехова, Марии Павловне, все письма писателя, кроме одного. Что же это было за письмо?

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Лингвистический эксперимент

    Подберите определения к слову «любовь». Какие определения к этому слову подобрал А.П.Чехов? Найдите их в услышанном отрывке.

  • Слайд 18

    Задание: Не глядя в книгу, восстановить текст, как можно ближе к авторскому.

    «…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину (…), (…), (…), (…), (…), женщину, какой я раньше никогда не встречал».

  • Слайд 19

    «…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал».

  • Слайд 20

    Словарь русского языка» С.И. Ожегова

    «Обаятельный – очаровательный, полный притягательной силы».

  • Слайд 21

    Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова

    Нас поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, музыкальность ее звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать музыкальность речи Чехова? Узнаете ли вы автора музыки?

  • Слайд 22

    Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского?

    Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.

  • Слайд 23

    Индивидуальная исследовательская работа с текстом

    Элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.

  • Слайд 24

    У Чехова часто употребляются в предложениях однородные члены:

    скрывали ее робко, ревниво; любили нежно, глубоко; тихая, грустная любовь, счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома; красивая, интересная жизнь; был знаменитым ученым, артистом, художником; из обычной, будничной обстановки; в случае моей болезни, смерти; и т.д.

  • Слайд 25

    Вывод:

    Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.

  • Слайд 26

    Лингвистический эксперимент

    Что можно сказать об этом предложении? « И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

  • Слайд 27

    Попробуем перестроить первую часть этого предложения – опустим повторяющийся союз:[и О, и О, и О…] → [О, О, О…].

    « Дома, в поле, в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

  • Слайд 28

    Вывод:

    Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

  • Слайд 29

    А.П.Чехов:

    «Умело кратко говорить о длинных вещах».

  • Слайд 30

    Почувствовать симпатию автора к своим героям помогло нам слово.

    « Слово есть знак состояния души»,-считал Аристотель.

  • Слайд 31

    Подведение итогов:

    А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался, что помогло ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.

  • Слайд 32

    Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»:

    А.П.Чехов использует Образную речь Пласты лексики для создания речевого портрета Точные оценочные определения Ритмические синтаксические конструкции Экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами

  • Слайд 33

    Антон Павлович Чехов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке