Содержание
-
Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури
(перс.غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ)
(18 мая 1048, — 4 декабря 1131)
- выдающийся персидский поэт, математик, астроном, врач, философ.
- Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
- В алгебреон построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
- В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
-
Имя
В имени отображены сведения о жизни поэта.
- غیاث الدینГийяс Оддин — «Плечо веры», означает знание Корана.
- ابوالفتح عمر بن ابراهیمАбольфатх Омар ибн Ибрагим — кунья. «Абу» — сын, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, Ибрагим — имя отца.
- خیامХайям — прозвище, лакаб — «палаточник», ссылка на ремесло отца.
- نیشابورﻯНишапури — ссылка на родной город Хайяма — Нишапур.
-
Медресе в Бухаре
- (Медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет)
- Омар Хайям -уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне Северный Иран).
- Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
-
Сабит ибн Курраарабский астроном, математик и врач IX века
- Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
- Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
- «Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
-
Иран. Провинция Хорасан. Город Нишапур
-
-
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде
- Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.
- В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
- В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать.
-
Бухара. Ансамбль Чор-Минор (четыре минарета)
Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
- Бухара. Крепость Арк (дворец эмира)
- Бухара. Дворец эмира
-
Исхафан. Мечеть Шейха Лютфаллы
- В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I.
- По инициативе главного шахского визиря Низам ал-Мулка Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, намного более точный, чем Григорианский.
- Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
-
Площадь Имама в центре Исфахана
Площадь Имама в центре Исфахана, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. До 1979 площадь носила название Шахской. Расположена в исторической части Исфахана. На ней проводится пятничеая молитва. С южной стороны площади расположена Мечеть Имама, с западной — Дворец Али-Гапу, с восточной — Мечеть Шейха Лютфаллы, с северной — Большой базар. Современный облик площади оформился в XVI веке, когда Исфахан являлся столицей Империи Сефевидов. Площадь вытянута на 500 метров с севера на юг и на 165 — с запада на восток.
-
Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина
- ( 980 — 1037) — знаменитый персидский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В Европе известен под латинизированным именем Авице́нна)
- О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки: «Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант.
- Затем он позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья.
- Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, поскольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.
-
«Четыре беседы»
Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх бесед»:
«В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, святой и всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!»
-
Гробница Омара Хайяма в Нишапуре
-
Наследие Омара Хайяма
Поэзия
- Сборник «Рубаят»
Философские сочинения
- «Трактат о бытии и долженствовании» (1080)
- «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность»
- «Свет разума о предмете всеобщей науки»
- «Трактат о существовании»
- «Книга по требованию (Обо всем сущем)»
Естественно-научные сочинения
- «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы»
- «Астрономические таблицы Малик-шаха»
- «Трактат об истолковании темных положений у Евклида»
- «Трудности арифметики»
- «Весы мудрости, или Трактат об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них
Математические сочинения
- Хаййам Омар. Трактаты.
- Хайям Омар. Первый алгебраический трактат.
- Хайям Омар. Трактаты.
- Хайям Омар. О прямом кустасе.
- Хайям Омар. Речь о родах, которые образуются квартой.
-
Научная деятельность
Хайям внёс вклад в математику своим сочинением «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы». Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений. До Хайяма был уже известен геометрический метод Архимеда: неизвестное строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений. Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь 3 вещественных корня. До формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказывал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.
В «Трактате об истолковании тёмных положений у Евклида», написанном Хайямом около 1077 года, он, вопреки древней традиции, рассматривает иррациональные числа как вполне законные. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулатЕвклида, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.
Хайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианский. Вместо цикла «один високосный год на 4 года» он выбрал следующую, более точную подходящую дробь «8 високосных на 33 года». Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Ошибка в один день накапливается тогда за 4500 лет. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
-
Источники
- http://ru.wikipedia.org/
- Тайны Омара Хайяма
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.