Содержание
-
Основы стиховедения
Поэзия— песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества Работу подготовили учащиеся 8 класса МОУ «Ушаковская СОШ» Глушань Наталья, Корнеева Алена
-
В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая силлабическая тоническая практикуются и смешанные формы
-
Стихотворный размер
Двусложный (один ударный и один безударный слог). Трёхсложный ( один ударный и два безударных слога)
-
Двусложные
lU —l-ямб- двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог. Пример (В. Маяковский) Я знаю - город будет, 2,4,6Я знаю - саду цвесть, 2,4,6Когда такие люди 2,4,6 В стране советской есть. 2,4,6 l— Ul- хорей-двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (А. Пушкин) Сквозь волнистые туманы 1,3,7Пробирается луна, 3,7На печальные поляны 1,3,7Льет печально свет она. 1,3,5,7
-
Трехсложные
l— U Ul- дактиль– трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог. Пример (Ф. Тютчев) Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10Здесь лучезарно, там сизо-темно1,4,7,10 lU — Ul- амфибрахий –трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог. Пример (Н. Некрасов) Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11 l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог. Пример (А.Блок) Принимаю пустынные веси! 3,6,9 И колодцы земных городов! 3,6,9
-
Стопа
СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. ll Пример Буряl мглоюl небоl кроет l – l - Ul - 4 стопы
-
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов
Рифма делится по: 1.расположению 2. ударению 3. звучанию 4. составу
-
Строфа
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки. 1. двустишие 2. трёхстишие или терцина 3. четверостишие или катрен 4. октава- это восьмистишие 5. сонет 6. «онегинская строфа»
-
Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики
1.Пронумеровать гласные в строке; 2.Определить ударные слоги; 3.Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность; 4.Характеристика рифмы а) по расположению; б) по ударению; в) по звучанию; г) по составу; 5. Вид строфы
-
Летний вечер (А. Блок) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ПоследІниеІлучиІзакаІта2, 6, 8, А ж 1 2 3 4 5 6 7 8 ЛежатІ на поІлесжаІтойржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ДремоІтойроІзовойІобъяІта2, 4, 8 А ж 1 2 3 4 5 6 7 8 ТраваІнекоІшенойІмежиІ. 2, 4, 8 Б м Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом. ІАБАБІ – рифма перекрестная ІААІ – женская ,точная, простая ІББІ – мужская ,точная, простая Катрен
-
МЕТРИЧЕСКАЯ
Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
-
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
-
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов Система получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение.
-
Силлабо-тоническая
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
-
По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ, когда рифмуются соседние строки 1.Наша Таня громко плачет: А 2.Уронила в речку мячик. А 3.- Тише, Танечка, не плачь: Б 4.Не утонет в речке мяч. Б 2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки через одну 1.Зима недаром злится, А 2.Прошла ее пора — Б 3.Весна в окно стучится А 4.И гонит со двора. Б 3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей 1.Бывали ль вы в стране чудес, А 2.Где, жертвой грозного веленья, Б 3.В глуши земного заточенья Б 4.Живет изгнанница небес? А
-
По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М) Пример: вода- беда весло - унесло 2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж) Пример: открытка - нитка рокот - ропот 3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д) Пример: открывается - называется
-
По звучанию
1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словах моро’зы ро’зы 2. неточные- это несовпадение в осаде офсайте
-
По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом …свет …привет 2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами Лет до ста расти Нам без старости
-
Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl Пример: -Би-би-би! – гудит машина. А -Не поеду без бензина! А
-
или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери) Пример: Земную жизнь пройдя до половины,А Я очутился в сумрачном лесу, Б Утратив правый путь во тьме долины. А
-
Четверостишие или катрен
-это строфа, состоящая из 4-х стихов Пример (Н. Некрасов) 1.Задумав правдивую повесть2.Без всяких эффектных затей,3.Я взять не решаюсь на совесть4.Погибель крестьянки моей,
-
Октава
- это восьмистишие Пример(А.Н. Майков) 1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать по книгам мудрецов: 3.У брега сонных вод, один бродя, случайно, 4.Прислушайся душой к шептанью тростников, 5.Дубравы говору; их звук необычайный 6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 7.Невольно с уст твоих размерные октавы 8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
-
Сонет
-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовки Пример (И. Анненский) 1.Есть книга чудная, где с каждою страницей2.Галлюцинации таинственно свиты:3.Там полон старый сад луной и небылицей,4.Там клен бумажные заворожил листы,5.Там в очертаниях тревожной пустоты,6.Упившись чарами луны зеленолицей,7.Менады белою мятутся вереницей,8.И десять реет их по клавишам мечты.9.Но, изумрудами запястий залитая,10.Меня волнует дев мучительная стая:11.Кристально чистые так бешено горды.12.И я порвать хочу серебряные звенья...13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,14.И режут сердце мне их узкие следы...
-
Онегинская строфа
Состоит из 3-х катренов и двустишия Пример(А. С. Пушкин) 1.Мой дядя самых честных правил, А2.Когда не в шутку занемог, Б3.Он уважать себя заставил А4.И лучше выдумать не мог. Б5.Его пример — другим наука; В6.Но, Боже мой, какая скука В7.С больным сидеть и день и ночь, Г8.Не отходя ни шагу прочь! Г9.Какое низкое коварство Д10.Полуживого забавлять, Е11.Ему подушки поправлять, Е12.Печально подносить лекарство, Д13.Вздыхать и думать про себя: Ж14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
-
Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом(А. Фет)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Третью ужI ночь вот на Iэтом холIмеза овIрагом1,4,7,10,13 А ж 1 2 3 4 5 67 8 9 10 11 12 13 14Конь мой поIзвонкой доIроге пусIкаетсяIшагом. 1,4,7,10,13 А ж 1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке2.5-ти стопный дактиль 3.Характеристика рифмы: а)IААI - парная, б) женская в) точная г) простая 4. двустишие
-
ЛИТЕРАТУРА.
• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. - 448 с. • Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 360 с. • Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 488 с. • Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. - 5-е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». - 208 с. www.YoungCreat.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.