Содержание
-
Теория литературы
-
Прекрасен мир и букв,и слов,Мир рифм-души спасенье.Листок написанных стихов,Где строки - музы сотворенье.Стихами выразишь ты всё,Играя музыку словами.Надежду, веру и любовь,Читаемые нами.
-
Ритм
Ритм (греч. rhytmos — соразмерность) — систематическое, мерное повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи: чередование долгих и коротких слогов в античном стихосложении, чередование ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении, чередование ударных слогов (вне зависимости от количества безударных) в тоническом стихосложении и т. п. Такое чередование придаёт стихотворной речи в отличие от всякой другой размеренность, особую её организованность и является одним из отличительных признаков стихотворной речи.
-
Эх, дубинушка, ухнем!..
Да вы, ребята, бери дружно! Тащить сваюшку нам нужно. Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, Идёт-идёт, идёт-идёт, идёт-идёт! Да вы, ребята, не робейте! Свою силу не жалейте! Эх, дубинушка, ухнем!..
-
Рифма
Рифма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
-
Рифмующиеся строки могут сочетаться между собой различными способами. Можно выделить три основных способа рифмовки.
Надо помнить, что рифмы классифицируются по разным признакам: по их месту в стихе (начальные, внутренние, концевые), по клаузулам (мужские, женские и т.д.), по звуковому строению (точные и неточные; бедные, богатые, глубокие), по степени отступлений от точности (приблизительные, ассонансы, диссонансы, усеченные, корневые), по морфологическим признакам (суффиксально-флективные, или грамматические, и разнородные), по составу (простые и составные), по месту ударения (равноударные, разноударные). Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).
-
Образец перекрестной рифмы:
Черемухи ветки душистые гнут,Все дикие яблони в цвете;Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
-
Образец парной (смежной) рифмы:
Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
-
Образец кольцевой (опоясывающей) рифмы:
Природа-мать! К тебе идуС своей глубокою тоскою;К тебе усталой головоюНа лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)
-
Мужские, женские и другие рифмы
Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно'). Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром). Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется). Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
-
Рифма
Прежде всего, подчиняет стихотворную речь закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия, разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» Вундт
-
Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.
Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВзвенивает лес.Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снитсяГомон косарей.По лугу со скрипомТянется обоз –Суховатой липойПахнет от колес.Слухают ракитыПосвист ветряной...Край ты мой забытый,Край ты мой родной!.. С.А. Есенин
-
Размер стиха
-
Буря мглою небо кроет Стопа Хорей - двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог хорей А. С. Пушкин «Зимний вечер» Стопа́ — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.
-
В шапке золота литого Стопа Ямб - двусложный размер стиха с ударением на 2-ой слог ямб М. Ю. Лермонтов «Два великана»
-
Тучки небесные, вечные странники! Стопа дактиль Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на 1-ый слог М. Ю. Лермонтов «Тучи»
-
Как ныне сбирается вещий Олег Стопа амфибрахий Амфибрахий – трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
-
Н. А. Некрасов «Тройка» Что ты жадно глядишь на дорогу… Стопа анапест Анапест – трёхсложный размер стиха с ударением на 3-ий слог
-
Брахиколон— однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.
-
Мотив
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Мотив в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке («увоз невесты», «бури», «благородного разбойника»). Комбинация нескольких мотивов составляет сюжет. Значимость мотива зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.
-
Образ
Художественный образ — это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Литературный образ – художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, предметов, явлений в конкретной, индивидуально-чувственной форме. Термин «образ» в литературе понимается как 1) персонаж художественного произведения (герой, действующее лицо, характер) 2) отражение действительности в индивидуальной форме (словесный образ или троп) Образы, созданные писателем, отличаются эмоциональностью, ассоциативностью, оригинальностью, ёмкостью.
-
Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. В основе тропа во многом лежат те же смысловые механизмы, которые создают переносное значение слова. Но цель тропа не в том, чтобы просто создать новое значение, а в том, чтобы украсить речь, сделать её более выразительной. К тропам относятся сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраза. Изобразительно-выразительные средства в устной и письменной речи
-
Фигура речи — это особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи. К фигурам речи относятся антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм и эллипсис. Изобразительно-выразительные средства в устной и письменной речи
-
Метафора
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот. Море проблем. Глаза горят. Кипит желание. Полдень пылал. Лес голосов. Троп
-
Примеры метафор:
Море проблем. Глаза горят. Кипит желание. Полдень пылал. Лес голосов. Троп
-
Олицетворение
Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных. Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам. Троп
-
Примеры олицетворения:
Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? (А.В.Кольцов) Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше… (М.В.Исаковский) Троп
-
Эпитет
Троп
-
Сравнение
Троп
-
Гипербола
Троп
-
Перифраза
Троп
-
Определите размеры стиха
-
Определите размеры стиха
-
Определите размеры стиха
-
Определите размеры стиха
-
Определите размеры стиха
-
Ночевала тучка золотая… М. Ю. Лермонтов «Утёс» хорей пиррихий пиррихий Пиррихий – безударная стопа
-
…Гром пушек, топот, ржанье, стон… А. С. Пушкин «Полтава» спондей ямб Спондей – утяжелённая стопа, в которой два ударения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.