Содержание
-
Шедевры русской классикина уроках литературы.Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы.8 КЛАСС.
Автор проекта Колобаева Ольга Павловна МОУ СОШ №50 г. Тула
-
Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л. Н Толстого.
Есть в таланте графа Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, чистота нравственного чувства... Н. Г. Чернышевский "После бала".
-
Образовательная: расскрыть особенности композиции рассказаи писательский замысел.Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.
Цели урока.
-
Оборудование к уроку. Стол, свечи, книги, словари, иллюстрации к написанным произведениям.
1.Импровизированный кабинет Л. Н. Толстого. 2. Заочная экскурсия по Ясной Поляне.
-
Учащийся в образе Л. Н. Толстого.
Почему люди всегда возвращаются к воспоминаниям детства? Николенька, брат мой, объявил нам, что у него есть тайна, которая, когда откроется, сделает всех людей счастливыми. Она написана на зеленой палочке, которая зарыта на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я ... просил в память Николеньки закопать меня... Так я верю и теперь, что есть истина, которая уничтожит все зло в людях и даст им великое благо... Пролог к уроку.
-
Ясная Поляна... 1903 год... Кабинет Л. Н. Толстого...Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Глубокая тишина, и только Толстой погружен в работу. Ему уже далеко за 70 лет, но он пишет новый рассказ, который сейчас является смыслом жизни. Он хочет, что бы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Вступительное слово учителя. Рассказ «После бала» готов...
-
Инсценирование I части рассказа.
БАЛ
-
-
-
НАКАЗАНИЕ.
Художественное чтение. 2 часть рассказа «После бала».
-
Вопрос:почему это произведение по жанру является рассказом? Словарная работа. Подсказка:Рассказ – прозаическое произведение с динамическим развитием сюжета, небольшое по объему повествование, в которомизображаетсянесколько событий, логически связанных между собой, действующих лиц немного, действие ограничено во времени. Анализ рассказа.
-
Вопросы. Что необычного вы заметили в построении рассказа? Из каких частей состоит повествование Ивана Васильевича? Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? Зачем писателю понадобилась первая часть? Мог ли писатель начать повествование со сцены избиения? Как называется литературный прием, при которомобе части рассказа противопоставлены, контрастны? Словарная работа. Подсказка. Антитеза – противоположное утверждение – противопоставление характеров обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Композиция.
-
Детальный анализ контрастных эпизодов и характеров действующих лиц.
Задание. Подобрать ключевые слова-эпитеты: 1 часть. 2 часть. Зала - ... Погода - ... Буфет - ... Люди - ... Музыканты - ... Солдаты - ... Варенька - ... Полковник - ... Отец Вареньки - ... Спина татарина - ... Иван Васильевич - ... Иван Васильевич - ... Какой вывод можно сделать на основе сопоставления? Подсказка. Резкая смена красок изображаемого во второй части. Бал. Наказание.
-
Сравнительная характеристика полковника.
1 часть. 2 часть. Мимика- ... Мимика- ... Походка - ... Походка- ... Голос - ... Голос - ... Вопрос. Какой вывод можно сделать на основе сравнения? Вывод. Описание резко контрастирует. Бал. Наказание.
-
Описание наказываемого татарина.
Общее впечатление: оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина: что-то пестрое, мокрое, неестественное. Походка: дергается всем телом, шлепая ногами по талому снегу. Лицо: сморщенное от страдания. Вопрос. Как проявляется прием контраста в сцене наказания татарина? Вывод: рядом с высоким и статным полковником, уверенным в правильности своих действий, бьющим по лицу слабосильного солдата, татарин выглядит ужасающе.
-
Итоговые вопросы по сравнительному описанию героев.
Почему полковник – любящий отец – оказывается на самом деле бессердечным к солдатам? Можно ли назвать такое поведение проявлением лицемерия и двуличия? Почему полковник не узнает Ивана Васильевича? Почему любовь к Вареньке у Ивана Васильевича после увиденного сходит на нет? Выводы. Закон предписывает наказывать провинившегося солдата, прогоняя его через строй. Общество в ранг закона возвело жестокую расправус ослушившимся. Что же это за закон, которыйпоощряет зверское поведение в отношении человека? Любовь и жестокость не совместимы!!!
-
P.S. «Толстой действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто, светло и прекрасно.» В. Г. Короленко Берегите свою любовь и будьте ее достойны!!!
-
Выводы.
В процессе обучения на курсах были приобретены уменияи выработаны навыки в области создания компьютерных презентаций. Разработанная презентация может быть использована в качестве элемента электронного методического портфеля учителя. Использование материалов в электронном виде позволяет развивать интерес учащихся к предмету и собственную активность в процессе обучения. P.S. Большое спасибо организаторам курсов!!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.