Содержание
-
Классо Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
-
Цели урока:
1. Раскрыть идейный смысл рассказа «После бала» 2.Раскрыть особенности композиции рассказа «После бала»
-
Проверка домашнего задания.
Вопросы 1.Что хочет сказать писатель своим рассказом читателям? 2.Составьте словесный портрет героя ( полковника, Вареньки, Ивана Васильевича (на выбор) по плану: -внешний вид, поведение, поступки, отношение к окружающим.
-
Вопросы для анализа рассказа «После бала»
1.Почему рассказ назван не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительную часть? 2. Как объяснить поведение отца Вареньки – его характером или порядками в тогдашней армии? 3. Можно ли сказать, что рассказ Л.Н.Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно? 4. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят , по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
-
5. Назовите отличительные черты полковника и его поведение на балу. 6.Что было общего у отца и у дочери? 7.Откуда видно, что полковник заботливый и любящий отец? 8. Кого напоминает полковник?
-
(Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем 1 (усы, как у царя; николаевская выправка; сапоги, «построенные батальонным сапожником»).Читаем воспоминание Анны Федоровны Тютчевой о Николае 1 и о смерти его.(1)Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.)
-
9.Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком? 10. По убеждению Л.Н.Толстого , в ходе русской истории возникло две России – Россия образованная, далёкая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем - реалистом, он изображает ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно – исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя Л.Н.Толстого в рассказе?
-
Особенности композиции рассказа.
Композиция произведения - расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Композиция помогает нам лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
-
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.Первая часть посвящена описанию бала . Вторая часть - сцена страшного наказания солдата .
-
Обобщение.Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.
-
Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
-
-
-
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1. Жанр произведения:а) повесть; б) очерк; в) рассказ. 2. Раскрытию идеи произведения помогает:а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение. 3. Число рассказчиков в произведении:а) один; б) два; в) несколько. 4. Авторская позиция:а) скрыта;б) выражена в авторском повествовании;в) передана одним из персонажей.
-
5.Роль вступления в произведение: а) показать время и место действия;б) познакомить с участниками событий;в) познакомить с рассказчиком. 6. Поворотом одной и той же стилистической фигуры («…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась … статная фигура полковника…») автор: а) воспроизводит унылый свист флейты;б) показывает полковника в новой роли;в) передает ужас совершающегося .
-
7. Произведение заставляет задуматься о:а) судьбе полковника;б) личной ответственности человека за жизнь общества;в) любви Ивана Васильевича. 8. Тема произведения:а) повествование о любви Ивана Васильевича;б) рассказ о полковнике;в) показ николаевской России.
-
9. Образ полковника:а) типичен; б) трагичен; в) исключителен. 10. Тон повествования в этом произведении:а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.
-
Домашнее задание
Напишите отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала» (используйте план работы)
-
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит — тезис (мнение читателя о произведении) — доказательства справедливости этого тезиса — вывод (общая оценка произведения). В работе над отзывом вам помогут следующие вопросы 1. Какова тема и основная мысль произведения? 2. Где и когда происходят изображённые в произведении события? 3. Какие места в рассказе произвели на вас наиболее сильное впечатление? 4. Кто из героев особенно понравился или не понравился и почему? 5. Что вам запомнилось, что показалось необычным? 6. Над какими вопросами рассказ заставил задуматься? 7. Помогли ли вам лучше понять рассказ помещённые в нём иллюстрации?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.