Содержание
-
Педагогические мастерские:инновационные технологии на уроках литературы
Автор: Примерова Л.Ф., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6 г. Кушва
-
Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»
-
Педагогические мастерские:инновационные технологии на урокахлитературы
Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных образовательных технологий, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач
-
Мастерские бывают - творческого письма (или просто письма) - построения знаний - построения отношений - ценностных ориентаций - проектные и т.д.
-
Алгоритм мастерской построениязнаний:
1 этап – индуктор: мотивирует дальнейшую деятельность; задание всегда опирается на личный опыт учащихся; 2 этап – создание (в группе или индивидуально) творческого продукта; состоит из - деконструкции и - реконструкции, т.е. разберём текст на детали, а затем используем их как строительный материал;
-
3 этап – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам; 4 этап – обращение к новой информации, её обработка (словарные статьи, фрагменты чьих-то высказываний); 5 этап – исправление или обновление созданного учеником (индивидуальная или групповая работа); 6 этап – итоговая социализация 7 этап – рефлексия
-
Законы мастерской:
- равенство всех участников - право каждого на ошибку - безоценочная деятельность - предоставление свободы в рамках правил - элемент неопределённости в заданиях - диалог - организация и перестройка реального пространства - ограничение деятельности мастера-руководителя
-
Почему мастерские оказались нужнысовременному словеснику?
1. Интереск литературе возникает у тех, кто становится участником мастерской 2. Работа со словом оказывается делом первостепенным. Важны записи в тетрадях своих и чужих слов – это обучение работе с информацией, база для последующего творчества 3. Здесь – решение проблемы самостоятельного и спонтанного письма учащихся, в том числе на экзаменах по разным предметам (подготовка к сочинению)
-
4. Это путь к пониманию художественной литературы 5. Здесь – овладение учащимися основами анализа художественного произведения. Мастерская обучает интерпретации, самоанализу и самоконтролю 6. Это основа развития коммуникативной компетентности
-
Из опыта работы… Урок – мастерская построения знаний и творческого письма по рассказу В.М.Шукшина «Критики». Образ «странного» героя. (6 класс, 1-ый урок)
Ход мастерской 1. Ответьте письменно на вопрос: каково лексическое значение слова «критик» (или: кто такой критик?) При желании можно воспользоваться словарём.
-
Записи:
человек, который - кого-то или что-то обсуждает - что-то комментирует - разбирает что-нибудь с целью вынести оценку - осуждает что-либо - обсуждает что-нибудь - выявляет недостатки, подвергает разбору, оценке что-либо, кого-либо
-
2. Работа с текстом по рядам в парах
1-й ряд: Пересмотрите фрагмент рассказа с его начала до стр. 130 «… и навлёк на его голову беду». Выпишите слова и словосочетания, в которых содержится ответ на вопрос: «В чём взгляды на кино Петьки и деда совпадали? Были ли разногласия?» Записи: «любили кино», «любили спорить», «не переваривали телевизор» разногласия: дед – «так не бывает», «путал», «забывал части фильма», «сравнивал людей», «чуял фальшь», «сами ржут, а тут сидишь хоть бы хны» Петька – «люди другие», «нельзя же сравнивать»
-
2-й ряд: Пересмотрите фрагмент рассказа со стр. 130 «Дело было так»… до слов на стр. 133 «Любопытный старик,- согласился городской человек». Выпишите слова и словосочетания, в которых содержится ответ на вопрос: «Что не устраивало деда в телевизионном фильме?» Записи: «так не бывает», «а мне важно», «хреновина», «меня не надуют», «мельтешня», «надувательство», «он не плотник»
-
3-й ряд: Пересмотрите фрагмент рассказа со стр. 133 «Все опять…» до слов на стр. 135 «…приговаривал отец Петьки». Выпишите слова и словосочетания, которые помогают увидеть, как нарастает агрессивность деда. Записи: «помолчал», «заговорил», «заводился», «грузно опустился на лавку», «вскинул голову», «взял сапог», «размахнулся», «запустил сапогом в телевизор», «кричал»
-
Рефлексия. Продолжите предложение:
а) Я оправдываю поведение деда, так как… б) Я не оправдываю поведение деда, так как… Записи: а) Я оправдываю поведение деда, потому что ему было очень обидно за слова отца и гостей в доме. Они говорили: «Он ничего не понимает!» Дед много чего видел за свою жизнь. Много чего пережил… (Полина) б) Я оправдываю поведение деда, так как он понял, что его начинают унижать, и хотел избежать этого, но переборщил. (Артём)
-
д) Я оправдываю поведение деда, потому что никто не воспринимал его мнение и его самого всерьёз. (Лиза) е) Я не оправдываю поведение деда, потому что, если про него забыли, надо что ли кидать сапог в телевизор и вести себя агрессивно? (Анюта) ё) Я не оправдываю поведение деда, потому что у всех разные интересы, кто-то любит смотреть телевизор, а кто-то нет. Возможно, если бы дед не употребил в таком большом количестве алкоголь, то он бы не стал кричать на гостей и бросать в телевизор сапог. (Маша)
-
ж) Я не оправдываю поведение деда, потому что, когда к тебе приезжают гости, так себя вести нельзя. Да, он стар и глуховат, про него в тот момент, может, забыли, но он мог поговорить с Петькой, а начал злиться. И ещё он разбил телевизор – в те времена, возможно, редкую вещь. (Сёма)
-
Итак, технология педагогических мастерских
позволяет провести занятия содержательно и оригинально в соответствии с требованиями образовательных стандартов, побуждает учеников к учебно-исследовательской деятельности, развивает творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки при изучении школьной программы
-
Источники
1. Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. М., «Просвещение», 2013 2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? СПб: ГУМП, 2002 3. Секачёва В.Е. Тематические тесты: от текста к смыслу. Учебное пособие под ред. Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2013 4. Толковый словарь русского языка в 4 т. под ред. Ушакова Д.Н., ОГИЗ, 2005
-
Благодарю
за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.