Содержание
-
Технология «Педагогические мастерские»
-
История
Эта система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции. В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др. Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
-
Типы мастерских
Мастерская построения знаний; Мастерская творческого письма (или просто – письма); Мастерская построения отношений; Мастерская самопознания; Проектная мастерская и др. На уроках русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.
-
Описание технологии
-
Ведущие идеи:
1. «Вызов современной педагогике». 2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. 3. «Все способны». 4. Интенсивные методы обучения и развития 5. Новый тип педагога.
-
Цели
Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих. Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). Научить детей мыслить раскованно, творчески.
-
Ожидаемые результаты
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции. Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
-
Содержание
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. В данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
-
Этапы мастерской
Индукция – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос. Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
-
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
-
-
Принципы и правила
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. Право каждого участника на ошибку. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); • право не участвовать на этапе предъявления результата. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. • диалоги участников мастерской • диалоги отдельных групп • диалог с самим собой • диалог с научным или художественным авторитетом. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
-
Способы
Работа ведется в малых группах Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
-
Приемы
Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
-
Область применения технологии
в филологическом образовании
-
Цели (по ФГОС)
не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.
-
Ожидаемые результаты (по ФГОС)
Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
-
Источники:
Т. М. Родичева. Технология педагогических мастерских – ЖЭФН Е. В. Невмержицкая. Принцип работы педагогической мастерской Н. Г. Новик. Технология «Педагогическая мастерская»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.