Содержание
-
Расскажите, что вы узнали о пословицах Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки. Мал городок, да дорог.Цыплят считают и зимой. Когда в соседях уже согласья нет. Проводили по одежке.
Проверка домашнего задания
-
Древнерусская литература
-
Повести временных лет
Древнерусская литература Из похвалы князю Ярославу и книгам
-
Цели урока:
Познакомиться с особенностями древнерусской литературы и «Повестью временных лет». Выяснить значение древнерусской литературы для всей русской культуры, о роли древнерусской литературы в деле объединения Руси. Учиться уважению к предкам, воспитывать чувство гражданственности.
-
-
Возникновение древнерусской литературы
С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо,славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».
-
Грамотность на Руси
Грамотность распространялась довольно медленно, и первоначально её оплотами становились храмы и монастыри. По данным Б. В. Сапунова, основанным на проверке летописных записей археологическими сведениями, в XI - XIII вв. в 54 городах Киевской Руси было 264 церкви, в 44 городах - 143 монастыря; в целом же, на Руси тогда функционировало примерно 10 тысяч церквей разных категорий, и каждый храм имел свой комплект богослужебных книг. Следует заметить, что Библия в целом была переведена на Руси лишь в XV в., с её чтением и переводом на национальные языки было связано немало запретов. Появление книги в русской культуре вовсе не означало, что её надо было читать - книгу было принять слушать в церкви.
-
Софийский собор в Киеве
-
Особенности древнерусской литературы
Переводная и переписанная литература Византии, религиозная литература. Традиционность древней русской литературы. Анонимность. «Списки». Первые оригинальные сочинения древнерусской литературы: летописи, «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печёрского».
-
О древнерусском летописании
Что такое летопись? Как писались летописи? Прочитайте о создании летописи на с.51 в учебнике.
-
Летопись лето, писать. Летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу.
-
Так выгляделидревниерукописные книги
-
Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. Листы будущей книги соединяли и помещали в переплет – две книги, обтянутые кожей, бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из дорогого металла.
-
Первые русские летописи
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет". Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.
-
О первых летописцах
Летописание началось на Руси в XI веке. Пер- вым летописцем был монах Киево-Печорской лавры Никон, которого называли Великим. В начале XIIвека монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет». До нас дошла переписанная и отчасти пере- работанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» - плод творчества нескольких поколений летописцев.
-
Начало «Повести временных лет…»заложил Нестор
Он видел свою задачу в том, чтобы показать русскую землю в ряду других европейских стран, доказать, что русский народ имеет свою историю, которой вправе гордиться. Летописец сперва рассказывает о народах мира, а затем о судьбах славянского племени.
-
«Се повьстивремяньных лет, откуду есть пошла Русская земля. Кто въКиевьначапервьекняжити, и откуду Русская земля стала есть».
-
«Повесть временных лет»
Об основании Киева О походах Олега О княгине Ольге, отомстившей древлянам за своего мужа Игоря О великих князьях Игоре, Святославе, Владимире, крестившем Русь О его невинно убитых сыновьях – Борисе и Глебе О сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской Руси.
-
Прочитайте статью (с.51-52) о «Повести временных лет», которая завершается словами Н. И. Прокофьева: «Язык «Повести временных лет» — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами».Как вы понимаете эти слова?
-
Князь Ярослав Владимирович В «Повести» отдана дань и отцу Владимира Мономаха – Ярославу Мудрому. Ведь это он велел переводить священные книги с греческого на славянский язык, даже сам списывал многое из них для народного употребления. Он заводил училища, уговаривал подданных отдавать туда детей.
-
«…Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого; не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил Отечество и любил народ свой» Н.М. Карамзин
-
Отдавая дань уважения Ярославу Мудрому и его трудам, древний летописец пишет «Похвалу князю Ярославу и учению книжному».
-
Прочитайте текст древнерусской литературы «Из похвалы князю Ярославу и книгам» на древнерусском и современном языке. Ответьте на вопросы 2 и 3 на стр.52. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится , что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния» ? Какова основная мысль прочитанного текста и сумели вы его понять на древнерусском языке?
-
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из «Похвалы книгам». Сочинение «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» на конкурс . Индивидуальное задание: сообщение о Владимире Мономахе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.