Презентация на тему "План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"" 9 класс

Презентация: План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»""? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 28 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе для 9 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"
    Слайд 1

    М.Ю. Лермонтов Энциклопедия одного стихотворения «Нищий» Подготовила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 514 Калининского района г. Санкт-Петербурга Кораблина Маргарита Александровна

  • Слайд 2

    А. Челышев Портрет М.Ю.Лермонтова в 1830-е гг.

  • Слайд 3

    У врат обители святойСтоял просящий подаянья,Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою,Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою! М.Ю. Лермонтов (1830)

  • Слайд 4

    Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой, с которой Лермонтов впервые встретился в Москве.

  • Слайд 5

    Лермонтов и Сушкова

  • Слайд 6

    Познакомила Лермонтова с Сушковой его кузина Сашенька Верещагина.

  • Слайд 7

    Дальнейшее их общение проходило в основном в усадьбе Середниково в 1830-1831 годах.

  • Слайд 8

    Светская кокетка была старше Лермонтова на 2 года и, конечно же, подсмеивалась над неопытной душой поэта. Екатерина Александровна своей насмешкой и холодным равнодушием заставляла Лермонтова всё больше и больше в неё влюбляться.

  • Слайд 9

    Троице-Сергиева Лавра Когда Лермонтов и Сушкова на одной из прогулок посетили Троице-Сергиеву Лавру, они заметили бледного, иссохшего нищего, которому кто-то вместо хлеба кинул камни. У врат обители святой

  • Слайд 10

    На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:. — Благодарю вас, Monsieur Michel, за ваше посвящение и поздравляю вас, с какой скоростью из самых ничтожных слов вы извлекаете милые экспромты, но не рассердитесь за совет: обдумывайте и обработывайте ваши стихи, и со временем те, которых вы воспоете, будут гордиться вами. Сушкова же вспоминала это так…

  • Слайд 11

    Сергей Лемешев Запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. 1971 год. Музыка А. Феона. Слова М.Ю. Лермонтова.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Что такое мотив стихотворения? Дайте определение. Мотив - это устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений. Перечислите основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, свободы и воли, изгнанничества, действия и подвига, странничества, родины, обмана, покоя сна, пути, любви, смерти, вечности, судьбы.

  • Слайд 14

    Основные мотивы стихотворения: мотив неразделенной любви Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою…

  • Слайд 15

    мотив обмана мотив обмана Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою!

  • Слайд 16

    мотив нагорной проповеди И кто-то камень положил В его протянутую руку.

  • Слайд 17

    мотив одиночества и тоски

  • Слайд 18

    Что такое образ в художественном произведении? Дайте определение. Образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает

  • Слайд 19

    Основные образы стихотворения: образ нищего У врат обители святойСтоял просящий подаянья

  • Слайд 20

    образ камня Архетип образа камня восходит ещё к фольклорной традиции, когда на дороге у путника возникает указательный камень, который указывает ему его дальнейший путь. Так и в стихотворении нищему положили камушки, ясно давая понять его положение в этом мире. И у Лермонтова игра над его чувствами возлюбленной как будто камень на сердце, который всё время тянет куда-то вниз, в пропасть. Таким образом, камень – своеобразный символ обмана. И кто-то камень положилВ его протянутую руку. Задание. Поразмышляйте, как мог выглядеть такой камень?

  • Слайд 21

    образ обители У врат обители святой

  • Слайд 22

    Лексика

    Лексика стихотворения Лермонтов для написания стихотворения использовал преимущественно «высокую» лексику (врат, взор, глада). А также лексику возвыщенно-эстетического содержания: святая обитель, просящий, подаянье, мольбы, страданье.

  • Слайд 23

    Особенности композиции: Лермонтов в данном стихотворении использует прием параллелизма и развернутой метафоры. Одна сюжетная канва интерпретируется двумя линиями. Первая – это бедняк, который «просит подаянья» и его обманывают, положив вместо хлеба камень. Вторая –неразделенная любовь Лермонтова, которую он сравнивает с обманутым чувством голодного бедняка. Она, точно также как голод и жажда для нищего опустошает юного поэта, выворачивает душу наизнанку.

  • Слайд 24

    Е.А. Сушковой Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений, который в лермонтоведении принято называть «сушковским» «Нищий» «Благодарю!», «Вблизи тебя до этих пор» «Вверху одна звезда горит» «Нет! – я не требую вниманья» «Прости, мой друг!» «Стансы»

  • Слайд 25

    По некоторым данным на полях черновика стихотворения «Стансы» изображена именно Сушкова. А.Глассе: «Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой».

  • Слайд 26

    Стихотворение «Нищий» занимает одно из центральных мест не только в цикле стихотворений, посвященных Сушковой, но и во всем творчестве Лермонтова. В его основе лежат реальные события из жизни поэта.

  • Слайд 27

    У врат обители святойСтоял просящий подаянья,Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою,Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою! М.Ю. Лермонтов (1830) Задание. Прослушайте альтернативное современное исполнение стихотворения и сравните его с ранее прослушанными записями.

  • Слайд 28

    Домашнее задание мини-проект «Энциклопедия одного стихотворения» 1. Выбрать одно стихотворение М.Ю. Лермонтова. 2. Найти к нему аудио и видеозаписи, иллюстрации и т.п. 3. Сделать мультимедиа презентацию.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке