Содержание
-
Подготовка к ЕГЭ
Сочинение по тексту А.Попова Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 Пос.Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края Радюшкина Галина Владимировна
-
(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи… (4) – Дедушка, скажи что-нибудь грустное. (5) – Осенниелистья. (6) – А грустнее? (7) – Осенние звёзды. (8) – Грустнее осенних звёзд бывает? (9) – Осенние птицы. (10) – Дедушка, есть осенние люди? (11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля. (14) – Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно. (16) - Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.
-
(18) – Дед, ну при чём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет? (20) – Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью? (23) – Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым. (24) – Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук, Маму, Родину, Любимую не нумеруют. (26) – Дед, она не любит меня. (27) – А ты сам как к себе относишься? (28) – Плохо, дедушка, очень плохо. (29) – А летать ты пробовал? (30) – Дед, средний я, серый, какие там полёты. (31) – Объясни, такого не понимаю. (32) – Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
-
(37) – Она тебя замечает? (38) – Никто я для неё. (39)Моя жизнь – ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить. (41) – К себе не подпускай, вешай объявления на столбах. (42) – Шутишь, дед, какие объявления? (43) – Продаётся собачья шкура. (44) – А если придут за шкурой? (45) – На вырученные деньги купишь скрипку. (46) – Зачем мне скрипка, дед? (47) – Станешь играть любимой. (48)У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел. (51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.
-
(54)Как-то сказал: (55) – Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших вулканов, другие доказывают - следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой – Маяковского. (58)Луна – музей любви человека. (59)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан! (60) – Не получается у меня, дед. (61) – Что не получается? (62) – Ничего не понимаю, во всём запутался. (63)Дедушка, а кто они такие – осенние люди? (64)Может, я и есть осенний? (65) – Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только ты сам. (66) – Ой, дед, завидую я тебе. (67) – Это не так уж и плохо, я интересно жил. (68) – Дедушка, а как дальше мне, что делать?
-
(69)Засыпая, я вновь услышал его голос: (70) – Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (71)Жив твой дед! (72)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь: (73) – Люди, жив мой дед! (74)Мой умный, добрый, осенний дед! (75)Мой остров! (76)Моя Земля! Содержание рассказа – это своего рода знакомство с внутренним миром героев. Подумайте, почему дед стал для рассказчика «островом», «материком», «Землёй».
-
Отметим:
Глубокий подтекст; Контраст в мироощущении и мировосприятии героев; Ретроспективу: автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям; Метафоричность дедовских реплик, мягкую иронию; Игру слов и т.д.
-
Назовите основные вопросы, о которых беседовали герои рассказа
О мироощущении. О любви. О самооценке. О достоинстве. О смысле жизни. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Какая из этих проблем основная? Выстройте цепочку ваших рассуждений.
-
Используйте схему рассуждения
-
Анализ текста
Первый абзац Отметим, что осень вызывает в рассказчике положительные эмоции: «хорошо бродить», «хорошо набирать» листву… Ему также нравится «дикий танец осени», и он пытается его воссоздать, «заставляя кружиться вновь и вновь» осенние листья. Подумайте: первый абзац – это прошлое или настоящее героя? (Это ретроспектива: настоящее заставляет героя вернуться в прошлое. Содержание диалога доказывает эту мысль: внук просит деда рассказать что-нибудь грустное.)
-
Почему рассказчику грустно?
Грусть – от неразделённой любви; рассказчик ощущает себя средним, серым; Осенние листья, звёзды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества. «Осенние» люди в понимании рассказчика дополнят, усилят самое «печальное». Он сам продолжает ряд этой метафорой.
-
Чем интересен фрагмент рассказа о любви?
Любовь К Любимой К Родине КМатери Должна бытьЕДИНСТВЕННОЙ
-
Ответьте на вопросы
Как вы понимаете мысль деда о звёздах и надежде на звёздное небо? В чём парадоксальность мысли в предложении: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»? Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью? Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе (предл. 26-37)? О каких полётах говорит дед в ответ?
-
Почему для внука совет деда о полётах неприемлем? щенок собака мыши слоны Приём противопоставления
-
Вывод:
Ощущение одиночества; Ощущение серости жизни (даже зрительные образы мышей, слонов, собаки – серые); Противоречивые поиски собственного «я»: «шмыгаю я, дед» (мышь) – стремление быть мелким, незаметным; «моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям.)
-
Анализ фрагмента
Прочитайте ещё раз фрагмент (предл.39-47) Каков иносказательный смысл советов деда? Как возникает в рассказе мотив ностальгии (тоска по родине, отчему дому)? (изобразительный приём). (Градация: Он мой остров, мой материк, моя Земля (твёрдая опора под ногами, спасительное убежище).
-
Подумайте!
На какие вопросы внук не получает от деда ответ? Почему дед не ответил на них? (Он считал, что внук САМ должен думать и размышлять, решать вопросы: Смысла жизни; Любви; Самоопределения и т.д.)
-
Анализ финала
(66) – Ой, дед, завидую я тебе. (67) – Это не так уж и плохо, я интересно жил. (68) – Дедушка, а как дальше мне, что делать? (69)Засыпая, я вновь услышал его голос: (70) – Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (71)Жив твой дед! (72)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь: (73) – Люди, жив мой дед! (74)Мой умный, добрый, осенний дед! (75)Мой остров! (76)Моя Земля!
-
Каков смысл предложений 70-71? Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир? Как дополняет нашу мысль пара слов: шмыгаю – заорал? «Мой умный, добрый, осенний дед!» – кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашёл ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору? Есть ли уверенность в том, что внук научится летать?
-
Выводы:
Именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «Я». Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. И как важно, когда рядом есть мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире. Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Н.Г.Чернышевским«диалектикой души». Внутренний мир героя изображается в процессе как постоянный, постоянно меняющийся психологический поток, как сказал об этом Л.Н.Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться… А спокойствие – душевная подлость».
-
Что следует указать в текстуальном комментарии?
Подтекст; Контраст как композиционный приём; Указать на ретроспективу; Отметить метафоричность рассказа; Диалектику души рассказчика и т.д.
-
Вариант текстуального комментария
Вариант 1 Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на примере воспоминаний одного из героев рассказа. Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А.Попова в передаче душевного состояния повествователя: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчёркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспективапомогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст как композиционный приём, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильный путь к любимой, окружающим людям. А.Попов даёт читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже начались. (Сергей Г.)
-
Вариант2. Данную проблему автор рассматривает с помощью диалога двух героев – внука и деда. Приём противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителе двух разных поколений, исходя из которых можно представить психологический портрет этих персонажей. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к самому себе, однако ему мешает низкая самооценка. Метафоричность речи деда объясняется тем, что он предоставляет внуку возможность поразмышлять над сказанным самостоятельно принять решение, сделать выбор. Автор подчёркивает, что только так – уважительным отношением и мудрыми советами, а не назиданием и приказами – можно воспитать личность. (Михаил А.)
-
Словарь
Диалектика души – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психологического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т.п.) «Словарь литературоведческих терминов» под ред. С.П.Белокуровой.
-
Использованные ресурсы
«Словарь литературоведческих терминов» под ред. С.П.Белокуровой. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Задания части 2. М.: Издательства «Экзамен», 2015 Шаблон презентации Л.П.Фокиной
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.