Содержание
-
Поэма М. Ю.Лермонтова «Мцыри» в творчестве художников конца 19 – начала 20 века
Подготовил: ученик 8 класса МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» Баукин Антон Юрьевич
-
М. Ю. Лермонтов(1814-1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наших вечных спутников. Поэт бесстрашной мысли, неустанных поисков цели и смысла жизни человека, его «назначения высокого», идеала «любви, добра и красоты», он близок к нашему времени пафосом своего творчества, который, по слову Белинского, заключается «в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой жизни». За свои неполные 27 лет Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершённых.
-
Среди них – бессмертная поэма «Мцыри». Многие литературные критики называют поэму Лермонтова «Мцыри» последним романтическим произведением поэта. 44 художника создавали свои иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
-
Исповедь Мцыри (художник Л. О. Пастернак)
Одним из первых иллюстраторов «Мцыри» был известный художник Л. О. Пастернак. На данной картине изображён послушник, исповедующийся перед чернецом о своей жизни.Иллюстрация Л. О. Пастернака воспринимается как иллюстрация ко всему произведению, что само по себе естественно, так как поэма «Мцыри», за исключением двух глав, представляет монолог умирающего юноши.
-
Голова Мцыри (гравюра на дереве Ф. Д. Константинова)
Первые иллюстрации Константинов создал в 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова. При взгляде на иллюстрацию невольно вспоминаются слова Мцыри о дружбе «краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». На данной работе художник воссоздаёт атмосферу бури. Но не чисто внешними средствами, а при помощи искусного использования светотеневых контрастов
-
Мцыри в монастыре (иллюстрация И. С. Глазунова, 1965 г.)
С. И. Глазунов показал Мцыри в разных состояниях: радостным и напряженным. Вот одна из его работ.
-
Бой с барсом (рисунок И. М. Тоидзе, 1941)
И. С. Тоидзе изобразил героя сильным, физически крепким и не юных лет. Здесь запечатлён самый напряжённый момент поэмы – поединок Мцыри с барсом. Герой уже поднял над собой огромную кошку и с трудом удерживает её в таком положении.
-
Бой с барсом (гравюра на дереве М. Н. Орловой-Мочаловой)
М. Н. Орлова-Мочалова подготовила целый ряд гравюр, показывающих главного героя поэмы в различные моменты его нахождения «на свободе».
-
Гравюра М. Н. Орловой-Мочаловой, 1953 г.
В гуще темного леса, могучих деревьев (справа), переплетающихся корней, на переднем плане слева фигура юноши в черной длинной одежде, привставшего на вытянутых руках, обращенного налево, прислушивающегося и вглядывающегося в темноту ночи. Строки Лермонтова: Всё лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... Моя кружилась голова...".
-
На скалистом склоне на фоне клубящихся облаков справа зубчатая стена и башня старого монастыря. На переднем плане слева два монаха несут обессилевшего Мцыри. Ярче всего данную иллюстрацию могут представить строки Лермонтова: Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель понесли…
-
Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри можно сделать следующие выводы: В Мцыри Лермонтов воплотил всё, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа. Каждый художник воплотил своё понимание образа героя.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.