Содержание
-
Портрет в литературном произведении. Автор: Хушанова Рушания, ученица 9 класса МОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ Руководитель: Симашева А.В., учитель русского языка и литературы МОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ
-
Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств».
-
Актуальность данного анализа обусловлена тем, что наше внимание главным образом обращено на функциональную сторону языка, которая является одной из основных объектов изучения современной лингвистики.Объектом нашей работы стал анализ портрета в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
-
Целью работы стал анализ портретов как средства создания образов героев литературного произведения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: - определить теоретические понятия, которые должны стать базой филологического анализа поставленной проблемы; - собрать фактический материал, отражающий употребление портретных характеристик в рассказе «После бала»; -проанализировать каждую выделенную портретную характеристику персонажей рассказа «После бала».
-
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при теоретической разработке элективных курсов, уроков литературы в 8 классе, для работы школьных кружков.
-
Портрет – это изображение внешнего облика человека, то есть его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его образа.
-
Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.
-
На наш взгляд, Л.Н. Толстой – мастер создания портретов, его портреты имеют свои особенности и закономерности в построении.
-
Проанализируем словесное построение портретов персонажей рассказа «После бала»: Вареньки и ее отца, полковника Петра Владиславовича. Прежде всего, следует сказать, что этих героев мы видим глазами рассказчика Ивана Васильевича, который описывает один случай из своей жизни: блестящий бал у губернского предводителя и сцена жестокого избиения человека после бала.
-
На балу
-
Мы видим девушку, в которую влюблен рассказчик, Вареньку: 1) «…в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой- то царственный вид….»; 2) «Она была в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»; 3) «…ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»; 4) «…пожимала худыми плечами…».
-
Рассказчик любуется и ее отцом: 1) «…был красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»; 2) «…вынул шпагу из портупеи, ….натянул замшевую перчатку на правую руку…»;
-
3) «…он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его ... задвигалась вокруг залы»; 4) «…его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков…»; 5) «…с его домашними сапогами…».
-
После бала
-
Проанализируем эпизод после бала, сцену жестокого наказания человека. Иван Васильевич видит «что-то страшное», «оголенного по пояс человека», на которого сыпались с обеих сторон удары, рядом он видит знакомую фигуру отца Вареньки, полковника: 1) «…шел твердой, подрагивающей походкой…»; 2) «…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу…солдата…»; 3) «…шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпуская его через оттопыренную губу».
-
Но одна деталь в описании Петра Владиславовича присутствует в обоих эпизодах: замшевая перчатка. На балу он танцует с дочерью, надев замшевую перчатку, после бала он рукой в той же замшевой перчатке бил солдата. Эту вещь в портрете героя можно назвать символической: замшевая перчатка – это сам полковник, двуличный, двоедушный человек, на балу он – в маске доброты и благородства, после бала – без маски, подлец, исполняющий свои служебные обязанности.
-
Таким образом, проанализировав портреты персонажей рассказа Л.Н. Толстого «После бала», можно сделать следующие выводы: 1) словесные портреты помогают создать определенный образ героя литературного произведения; 2) словесные портреты помогают раскрыть характеры персонажей; 3) портрет способен выражать изменения в характере персонажа; 4) портрет может выражать авторское мнение; 5) портрет может иметь символические детали.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.