Содержание
-
Повесть о Темир Аксаке Подготовил учитель православной культуры: Белкина Ю.Ю. Белгород, 2013г. МБОУ «Лицей №9»
-
Цель урока: создать условие для формирования представлений о значении веры в жизни русского человека, по средствам произведения «Повесть о Темир Аксаке» Задачи: Познакомить с произведением «Повесть о Темир Аксаке»; Составить характеристику основных героев. Объяснить в чем заключается смысл данного произведения.
-
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1 ВАРИАНТ Какая просьба Батыя разозлила князя Федора Юрьевича? Что означает выражение «Заразилась смертью»? Куда и за что был сослан ЕвпатийКоловрат? Почему ЕвпатияКоловрата можно сравнить с былинным героем? Какой современный город находится на месте Рязани, где был бой с Батыем? 2 ВАРИАНТ Почему Батый вопреки обещания двинул свои полки на Рязань? Кто рассказал Батыю о красоте княжны? Сколько дней шла осада Рязани, и чем она закончилась? Кто решил сразиться с ЕвпатиемКоловратом, и чем закончилось эта битва? Почему икона Николы Чудотворца стала зваться Зарайской?
-
ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.
-
Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом. Темир Аксак по происхождению не царского был рода, а из низший из самых захудалых людей. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке — безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Однажды, когда он был еще молод с голоду украл он у овцу, но люди выследили его. И жестоко избили до смерти, перебив ему ногу в бедре пополам. Рана его зажила, а он был прозван Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак— хромец. Вскоре он стал атаманов злых грабителей. Они нападали на земли, пенили их, собирали дань. И собрал он всех воинов своих, прошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, идти на всю Русскую землю. Великий князь Василий Дмитриевич велел народу поститься и молиться с усердием, что бы Темир Аксак не напал на Москву. Также повелел князь наместникам своим и воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону. Князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении Москвы от язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы Богородицы, во Владимир. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения богородицы. Жителя Владимира вышли, на проводы чудесной иконы. Когда же донесли икону эту почти до Москвы, весь город вышел навстречу и в слезах, от мала до велика, все молились ей: «О святая владычица богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого, Темир Аксака - царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов». Так по божьей благодати, молитвами святой богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, Темир Аксак - царь испугался, и в смятение впал. И нашел на него страх и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери. Князь Василий Дмитриевич и архиепископ Киприан повелели на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. По материалам сайта http://oldrus.by.ru
-
Вопросы к тексту. Опишите характер Темир Аксака. Почему его так звали? Как решил великий князь Василий Дмитриевич спасти Москву от нападения Темир Аксака? От куда доставили икону в Москву? В чем заключается чудо, описанное в данной повести? Какой праздник с тех пор празднуется?
-
-
-
-
-
С одной стороны, это – воинская повесть, рассказывающая о первой бескровной победе русских войск после страшного Тохтамышева разорения. С другой – сказание о чуде иконы Владимирской богоматери, спасшей столицу Русского государства от нашествия жестокого азиатского завоевателя Тимура. ВЫВОД:
-
С этой поры чудо от иконы Владимирской Божьей матери стало на Руси отмечаться 26 августа как особый церковный праздник, в день ее “сретения”.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.