Содержание
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Практико-значимый проект по теме: «Устное народное творчество» Слушатель курсов по программе «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» Инвариантный академически модуль. МСКОУ школа-интернат 7 вида Московская область, г. Павловский Посад учитель Трухачева Г.А. Руководитель: д.п.н., профессор кафедры Методики преподавания естественных наук МГОГИ Ефимов Владимир Фёдорович Орехово - Зуево, 2013
-
Содержание Актуальность творческого учебного проекта Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание младших школьников. известные педагоги о влиянии устного народного творчества на становление личности младшего школьника творческая деятельность учеников 3 класса на уроках и внеурочное время. Малые жанрыустного народного творчества сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества 3. Презентация проекта «Докучные сказки и небылицы». Сочинения учащихся 3 класса.
-
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера.
-
В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде. Устное народное творчество помогает детям усваивать духовно-нравственные категории. Это добро и зло, послушание и непослушание, согласие и вражда, трудолюбие и лень, бескорыстие и жадность, простота и хитрость. Работа над произведениями устного народного творчества способствует коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.
-
В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.Произведения устного народного творчества являются средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствуют повышению их познавательной и творческой активности, дают ребёнку образцы народных традиций, образцы народного языка.
-
Сказки самый богатый материал для нравственного воспитания. В.А Сухомлинский писал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». Вся самоотверженная деятельность Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о том, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, “связанных со своими подданными узами кров. Я.А. Коменский добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить устное творчество народа. О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я.А. Коменский предлагал для школы. По его мнению, учащимся следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, изучать обычаи народа.
-
К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, К.Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур. Сегодня потребность в произведениях устного народного творчества представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у младших школьников велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно произведения устного народного творчества, особенно сказка, освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
-
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведениям. Эти особенности являются залогом восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что "духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу".
-
Познакомившись со взглядами В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, мы пришли к выводу: педагоги - классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире. Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность
-
У К.И. Чуковского есть издание “От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские истории и значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще: "Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой, которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ или великий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, - он сам себе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все предметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда"
-
Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлению. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще – эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
-
Творческая деятельность учеников 3 класса на уроках и внеурочное время, «проба пера» На уроках литературного чтения, работая над темой: «Устное народное творчество», совместно с воспитателем этого класса задались целью использовать различные жанры устного народного творчества, чтобы пробудить и активизировать эмоционально-волевую сферу учащихся. На современном этапе развития в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к человеку, возникла необходимость модернизировать школьные программы. Опыт других стран и передовые разработки педагогов в нашей стране указывают на потребность введения форм обучения, которые бы решили многие актуальные проблемы: - социальная адаптация учащихся; - развитие нестандартного мышления; - формирование инициативной позиции; - обеспечение заинтересованности и возможности выбора.
-
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это путь, который может эффективно реализовать эту цель. Основные принципы обучения строятся: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала по устному народному творчеству и приобщение детей к «кладовой народной мудрости»; интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитием речи, играми, праздниками, инсценирование и др) активно включать детей в разнообразные творческие деятельности на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь (выставки, создание сборника, печатание в школьной газете, оформление портфолио, обсуждение на уроках литературы выполненных работ); бережного и уважительного отношения к детскому творчеству; знания – основа творчества.
-
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при ознакомлении с устным народным творчеством развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно устное народное творчество и его использование оказывает большое влияние на развитие творческой деятельности детей. Таким образом, формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения, навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной деятельности и готовности к сотрудничеству.
-
Презентация проекта «Докучные сказки и небылицы». Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. После проведения ряда мероприятий детям было предложено попробывать свои силы в сочинении своих произведений. Выбрали наиболее понравившиеся и более простые для понимания детей жанры «Небылицы», «Докучные сказки»
-
Презентация творческого проекта в 3 "Б" классе Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная школа-интернат 7 вида Московская область, г.Павловский Посад, ул. Тимирязева, 15. Руководитель проекта учитель начальных классов Трухачёва Г.А
-
Предмет «Литература»устное народное творчество
Девиз проекта: «Дерзайте, вы – талантливы!» Программа "Проектной деятельности" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования Проект рассчитан на 2 месяца
-
Тема: Малые жанры устного народного творчества. Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества: «Докучные сказки и небылицы» Цель: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся Задачи: Формирование позитивной самооценки, самоуважения. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: формирование социально адекватных способов поведения. Формирование умений решать творческие задачи. Формирование способности к организации деятельности: воспитание целеустремлённости и настойчивости. Программа "Проектной деятельности" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
-
Основное содержание проекта:
1 Этап. Теоретический. Поиск информации по теме: «Устное народное творчество» в различных источниках Изучение произведений устного народного творчества Знакомство с рифмой 2 Этап. Практический. «Проба пера» - участники проекта пробуют свои силы в написании произведений Коллективное обсуждение сочинений детей Работа над иллюстрациями сочинений 3 Этап. Презентация детских сочинений. Организация выставки сочинений Оформление сборника сочинений в книгу
-
Творческие работы детей Докучная сказка. Про собаку. Жила-была собака, А звали её Бяка. Непослушная была, Всех кусала и рвала. Она прыгала, кусала, Не начать ли всё сначала? Кабанова Дарья 3 «Б» класс
-
Творческие работы детей Небылицы Наша Маша молодец – В небе ловит огурец. Помидоры ловит в море И бросает это Боре. Бескашнова Алёна 3 класс
-
Творческие работы детей Небылицы Даня, Данечка – чудак, Окунулся в бензобак. В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс
-
Творческие работы детей Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс
-
Творческие работы детей Докучные сказки Докуч \ Докучные сказки Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала – Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс
-
Докучные сказки Жил-был медведь. «Научи меня петь». «Конечно, научу, Только сказочку начну.» Начал Мишенька реветь, И вертеться и хрипеть. Песня начинается, А сказочка кончается. Бескашнова Алёна 3 кл Творческие работы детей
-
Творческие работы детей Докучные сказки Жил-был серый волк, Серый волк - зубами щёлк Побежал он по дорожке И увидел белы ножки. Волк за зайцем побежал, Но зайчишку не поймал! Сказка вся, сказка вся. Сказка кончилася! Фокин Николай 3 класс
-
Творческие работы детей Докучные сказки Жила бабочка красавица. Всем на свете нравится. Крылышки – малина, А сказке половина. Бабочка порхает, Сказку продолжает. Митина Яна 3 «Б» класс
-
Творческие работы детей Небылицы Коля, Коля, Николай, Он запрыгнул на трамвай. На трамвае борщ хлебал И на козочку упал. Коля козочку прогнал, В волосах своих застрял. Фокин Николай 3 «Б» класс
-
Творческие работы детей Небылицы Даша в театр собиралась. Умывалась, одевалась: Ласты на ножки, На голову рожки. В руки портфель. Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс
-
Творческие работы детей Небылицы Летит Настя на метле, Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе. Собирается на бал, Скоро будет карнавал. Князева Анастасия 3 «Б» класс
-
Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Интернет-ресурсы: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.