Презентация на тему "Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»"

Презентация: Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»", состоящую из 24 слайдов. Размер файла 0.76 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»
    Слайд 1

    МБОУ Сергачская СОШ № 2 Методическая разработка раздела «Устное народное творчество» образовательной программы «Литературное чтение» УМК «Школа России» 2 класс Выполнила: Филиппова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов г. Сергач 2012 год

  • Слайд 2

    «Чтение – это один из источников мышления и умственного развития» В.А.Сухомлинский

  • Слайд 3

    Актуальность курса «Литературное чтение» Курс «Литературное чтение» - один из основных предметов в обучении младших школьников. Важнейшим аспектом курса является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя-школьника. Существенной особенностью курса «Литературное чтение» является развитие аналитических способностей младших школьников посредством включения учащихся в процесс анализа литературного произведения. Умение анализировать включено авторами ФГОС НОО как метапредметное умение, которое позволит человеку применять его на разных областях и на различных уровнях его жизни. В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. Учебный курс «Литературное чтение» решает множество задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

  • Слайд 4

    Актуальность раздела «Устное народное творчество» Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства. В 1 классе дети знакомятся с народной сказкой, загадками, небылицами, но эти произведения ещё не объединены в раздел. Во 2 классе изучение фольклора продолжается. Ученики знакомятся с новыми жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, прибаутками, пословицами и поговорками. Произведения уже объединены в раздел «Устное народное творчество». В 3 классе продолжается знакомство с этими жанрами, но произведения более сложные по структуре. В 4 классе ребята знакомятся с новым жанром фольклора - былиной. Изучение данного раздела продолжается и в средней школе.

  • Слайд 5

    Цели раздела: развитие навыка чтения, связной речи, формирование умения понимать особенности художественного текста; активизация творческой деятельности учащихся. Задачи раздела: Образовательные: формировать умения различать тексты разных жанров обучить детей самостоятельному составлению загадок, скороговорок, сказок; познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества; Развивающие: развивать выразительную речь учащихся, воображение, память, смекалку, чувство юмора; развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся; анализировать и сравнивать сказки со схожим сюжетом; обогащать словарный запас; развивать первичные исследовательские навыки. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому фольклору, традициям, обычаям; культуру общения учащихся. воспитание эстетических чувств, доброты, внимания;

  • Слайд 6

    Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2 частях. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская Литературное чтение.2 класс. Методические рекомендации. Н.А.Стефаненко. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс В УМК входят:

  • Слайд 7

    Психолого – педагогическое обоснование Младший школьный возраст яркая эмоциональность любознательность богатое воображение быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

  • Слайд 8

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА «Устное народное творчество» Личностные результаты: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гуманистические и демократические ценностные ориентации. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.  эстетические потребности, ценности и чувства. этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Слайд 9

    Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

  • Слайд 10

    Предметные результаты : понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  • Слайд 11

    Характеристика раздела «Устное народное творчество» (2 класс) На изучение раздела «Устное народное творчество» во 2 классе отводится 15 часов Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Проверим и оценим свои достижения. Защита проекта «Книжка – малышка».

  • Слайд 12

    Кол-во часов Тема Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки, загадки. Скороговорки, считалки, небылицы. Пословицы, поговорки. Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование уроков литературного чтения. Раздел «Устное народное творчество» 2 класс.

  • Слайд 13

    Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». Сказка «Гуси – лебеди». КВН «Обожаемые сказки» 1 1 1 1 1 1 2 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу . Презентация проекта «Книжка - малышка».

  • Слайд 14

    Технологии Проблемное обучение Игровое обучение Здоровьесберегающие

  • Слайд 15

    Методы, приёмы и формы обучения словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, самостоятельная работа); активные методы (исследовательские, метод проблемных ситуаций, ролевые игры, работа в группах, парах). 1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности– приемы слушания, наблюдения, пересказа, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т.п.; 2) приемы познавательной (внутренней) деятельности – приемы развития внимания, приемы запоминания, приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и др. Формы обучения: Индивидуальная Фронтальная Парная Групповая

  • Слайд 16

    контроль и коррекция результатов входной текущий тематический

  • Слайд 17

    Мониторинг результатов на начало изучения раздела «Устное народное творчество».

  • Слайд 18

    Мониторинг результатов после изучения раздела «Устное народное творчество»

  • Слайд 19

    Сводная диаграмма результатов мониторинга по разделу «Устное народное творчество»

  • Слайд 20

    Фрагмент разработки конспекта урока «Пословицы и поговорки» Предмет: Литературное чтение УМК:«Школа России» Класс: 2 класс Тип урока: изучение нового материала Цель: познакомить учащихся с русским народным творчеством - пословицами, поговорками. Задачи: - Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; - Развивать самостоятельную творческую деятельность; - Воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык; Универсальные учебные действия: Коммуникативные УУД Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД Формировать основы гражданской позиции; умение самостоятельно делать выводы. Нравственно этическая ориентация; эмоционально-положительный настрой на урок.

  • Слайд 21

    Предметные УУД Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам. Познавательные УУД Формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте; Общеучебные УУД Формирование учебно-познавательных мотивов Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах Оборудование: у учителя:компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией. у учащихся: цветные фишки, учебники, толковый словарь. Здоровьесберегающий компонент (физкультминутки) При построении урока реализуется дидактический принцип: принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; Методы и приёмы: словесные: беседа; наглядные:иллюстративный, наблюдение. практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.

  • Слайд 22

    Ход урока 1.Орг момент Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться. 2.Актуализация знаний У каждой группы листок с шифровкой. 1,2 группа: беде в, друг, познаётся. 3,4 группа: считают, осени, по, цыплят. Учащимся нужно расшифровать свою запись. (Слайд 3) Друг познается в беде. Цыплят по осени считают. -Как вы думаете, а что это такое? (Это пословицы и поговорки) -Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О пословицах и поговорках) -Молодцы!

  • Слайд 23

    Список литературы: Школа России. Программа – М.: Просвещение, 2011 Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 2003. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение,2007 Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2005 Н.И.Кравцов. Русское народное поэтическое творчество.- М.: 1991 Далгат У.Б. Литература и фольклор. –М.: 1981 Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М.: 1993 Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: 1987 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.:1997 Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М.: 1982 С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: 2012

  • Слайд 24

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке