Содержание
-
Проектно-исследовательская работа по литературе «Те, у которых мы учимся, называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». (И.Гёте) (По рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)
-
К 150-летию со дня рождения А.П.Чехова
(1860 – 1904)
-
2010 год- Год учителя
-
Цели работы:
1.Познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Чехова – известного русского писателя и драматурга, юбилей которого отмечается в 2010 году (150 лет со дня рождения). 2. Восприятие, истолкование и оценка образа героя рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре», учителя Беликова. 3. Прокомментировать роль литературного портрета героя рассказа и его деталей в раскрытии авторской идеи. 4. Анализ образа предмета («футляр») как лейтмотива рассказа, сопровождающего развитие сюжета. 5. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли Беликова назвать достойным учителем, обучающим молодое поколение?» 6. Провести анкетирование учащихся 9-11-х классов школы: «Назовите несколько основных качеств, которыми, с вашей точки зрения, должен обладать современный учитель». Проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы.
-
Вступление
В 2010 году Россия и литературная общественность всего мира отмечают юбилей великого русского писателя Антона Павловича Чехова. «А.П.Чехов – один из самых чудесных писателей на земле»,- писал А.Фадеев. Тема данной работы посвящена не только литературному анализу рассказа «Человек в футляре», но прежде всего рассмотрению и толкованию образа главного героя – учителя Беликова, его образу жизни и жизненной позиции. Инициатива образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя была поддержана президентом Медведевым Д.А. . Президент считает, что настала пора кардинально изменить жизнь российской школы. Школьное образование «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны», - сказал президент, выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. «Именно родители и учитель – самые главные люди в жизни каждого. Дай Бог, чтобы повезло человеку на своем пути встретить настоящего наставника», - говорил Д.А.Медведев.
-
Биография писателя
Чехов Антон Павлович (1860, Таганрог - 1904, Баденвейлер, Германия) русский писатель, драматург, по профессии врач. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский.
-
Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Антон Чехов говорил, что «талант в нём со стороны отца, а душа со стороны матери».
-
Основная часть
Главный герой – учитель Беликов. Рассказ «Человек в футляре» был написан в 1898 году. Это один из самых моих любимых рассказов А.П.Чехова. «Человек в футляре». Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность, а именно душу главного героя- Беликова, учителя греческого языка. Для того чтобы понять, почему Антон Павлович Чехов именно так назвал свой рассказ, я решила обратиться к словарю Ожегова С.И. с целью выяснить, каково лексическое значение слова «футляр».
-
Ф у т л я р
1.Коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. 2.Человек в футляре – человек, который замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений (по названию рассказа А.П.Чехова)
-
Опираясь на содержание текста, можно выделить основные художественные детали, с помощью которых автор создает образ главного героя учителя гимназии Беликова.
«Футлярность» (детали) «В калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». «Зонтик у него был в чехле». «Часы в чехле из серой замши». «Нож у него был в чехольчике». «Лицо, казалось, тоже было в чехле». «Тёмные очки, фуфайка» Мысль также старался запрятать в футляр. «Осторожность», «мнительность», «чисто футлярные соображения». «Халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!» 10. Ему было страшно даже под одеялом. 11. «Спальня, точно ящик». Кукрыниксы, 1941 год
-
Какова жизненная позиция героя?
Беликов «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было». Его жизненная позиция была очень проста – подчиняться власти, не нарушать закон, не вводить ничего нового в свою жизнь, а то: «Ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло». Он считал: «Надо вести себя очень, очень осторожно», «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». Беликов считал себя правильным человеком: «Постное есть вредно, а скоромное нельзя…» «Человек в футляре». Беликов. Фарфоровая статуэтка. 1950-е годы
-
Беликов-учитель... Разве должен учитель быть таким трусливым?
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Так говорил Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм – немецкий учитель-демократ. Какой может подавать пример своим ученикам такой педагог, как Беликов, который сам всего боится и опасается? Учитель должен быть открытым для общения, для жизни. С душой подходить к своей работе. кадр из фильма Исидора Анненского 1939 г.
-
Отношение жителей города к Беликову
Все боялись этого человека. «Мы учителя, боялись его. И даже директор боялся. Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Мне вспомнились слова: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». (Т. Шаш). А у Беликова было наоборот. Но Беликов держал в руках весь город! Жители «…боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Беликов пропагандирует «мёртвую» жизнь, без общения, без просвещения, сострадания. Восхищаясь древнегреческим языком, который является мертвым, вышедшим из широкого употребления, учитель гимназии не замечает потока жизни, новшеств, например, катание на велосипеде женщины привело его в ужас. Учитель, я думаю, должен идти в ногу со временем, принимать и понимать прогресс, так как он работает с молодым поколением.
-
Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах: «опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных дам с офицерами, развлечения молодёжи. Получается, что он был против самой жизни, но дальше ещё хуже: он добивался понижения баллов или даже исключения из гимназии учащихся, которые, с его точки зрения, ведут себя «дурно». Буркин сравнивает Беликова со зверьком: маленькое лицо, «как у хорька». Беликов и Варенька. Художник Д. Дубинский
-
В рассказе есть герой, который противопоставлен Беликову-это учитель по географии Коваленко. Его возмущает покорность горожан перед «беликовщиной». Это молодой учитель, который не хочет работать в гимназии, где царит «удушающая» атмосфера. «Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». Таким образом, Чехов показывает читателю, что в город проникают веяния нового времени. Мне кажется, именно такой жизненной позицией должен обладать современный учитель. Появляются независимые, свободные личности, срывающие с беспощадной силой «удушающую атмосферу» такой жизни. Авторская позиция заключена во фразе: «Нет, больше жить так невозможно!»
-
Чему может научить своих учеников такой учитель?
Учитель является ярким примером для своего ученика. Педагоги создают не только фундамент знаний ученика, но учат жизни: что хорошо или плохо, как себя вести в различных жизненных ситуациях. Беликов вряд ли укреплял дух своих учеников, потому что сам всего боялся и жил в своём «футляре». Наверняка, он также и всем в городе советовал ничего не менять в своей жизни, слушаться властей, а то «как бы чего не вышло». Беликов. Художник В. Милашевский
-
Что же ждёт человека в конце жизни, если он жил в футляре, «без окон, без дверей?»
А что же будет с будущим поколением, если учителя ведут «футлярный» образ жизни? Ответ один: Одиночество . А одиночество — это страшно, даже для тех, кто покрыт чехлом с ног до головы. кадр из фильма Исидора Анненского 1939 г.
-
М.Е.Салтыков-Щедрин Сказка «Премудрый пискарь» 1883 год
Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. «Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
-
«Премудрый пискарь»
Автор, подводя итог жизни своего героя-пискаря, открывает читателю тоскливую истину: «…неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло , ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславья, … живут, даром место занимают…». Иллюстрация Алимова С.А. Проблемы произведений Салтыкова-Щедрина и Чехова созвучны, так как написаны примерно в одно время.
-
Результаты анкетирования «Какими качествами должен обладать настоящий учитель?»
В опросе принимали участие 55 учащихся. 30 учеников из всех опрошенных на 1-ое место поставили такое качество, как «понимание» и «отзывчивость». На 2-ом месте – «знание своего предмета» (24 учащихся). На 3-ем месте - «доброта» (23 учащихся). Также упоминаются такие качества, которыми должен обладать «настоящий учитель», с точки зрения, старших школьников: «порядочность», «справедливость», «общительность», «уверенность в себе».
-
Главные качества современного учителя с точки зрения учащихся 9-11-х классов
-
Использованные материалы
Рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Издательство «Художественная литература», Москва, 1976г. Фильм Исидора Анненского «Человек в футляре». «Советская Беларусь», 1939г. ООО «Ретро-клуб», 2006г. http://socialproject.ru/ http://chehov.niv.ru http://www.antonchehov.ru/ Словарь Ожегова С.И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986-797 с. http://ru.wikipedia.org/wiki/Медведев,_Дмитрий_Анатольевич http://fotki.yandex.ru/users/natimaleva/view/249014?page=1 Слово-образ-смысл:филологический анализ литературного произведения 10-11 классы: Элективный курс/ учебное пособие / В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова – М.: Дрофа, 2006
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.