Содержание
-
Подготовка к сочинению
По творчеству М.Ю.Лермонтова 10 класс
-
Разум – счастливый дар или проклятье?
Направление: «Разум и чувства»
-
«Разум и чувства»
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
-
Афоризмы и высказывания известных людей:
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М.Пришвин Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс
-
Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф.Ларошфуко Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир
-
Словарная работа
Разум - способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты по знания. Чувства - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
-
Синонимы к слову разум: логос, ум, рассудок, интеллект, сознание, здравый смысл, толк, разумение, умственные способности, мыслительные способности Синонимы к слову чувства: чувствование, ощущение, впечатление, вкус, эмоция, наитие, вчувствование, отношение, душевный порыв, переживание, страсть, эрос, нежное чувство, нежная страсть, сердечная склонность, чувствие.
-
Тезис. Комментарий
Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века, сказал: «Разум — счастливый дар человека и его проклятие». Так ли это? Почему разум является и даром человека, и его проклятием? Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей и поэтов – художников душ человеческих.
-
Произведения М.Ю.Лермонтова
«Как часто пестрою толпою…» («1 января»); «И скучно и грустно…»; «Выхожу один я на дорогу…» Для подтверждения хочу обратиться к творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его поэзия - это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. Это размышления о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости. Разум и чувства лирического героя порождают внутренний конфликт .
-
«Как часто пестрою толпою…» («1 января»)
Поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Но приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест: Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
-
«И скучно и грустно…»
Стихотворение создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности. Лирический герой разумен, он противопоставляет себя обществу. Со временем его позиция меняется: изгнанничество становится единственно возможной формой существования в бездушном мире. Элегия "И скучно и грустно" - это внутренний монолог, исповедь рефлексирующего лирического героя, наполненная грустными, противоречивыми раздумьями о жизни. Лирический герой стремится привести свои чувства в порядок, он перебирает аспекты своей жизни, но везде сталкивается с отсутствием смысла и пустотой.
-
«Выхожу один я на дорогу…»
Мотив одиночества звучит не так трагично, как по обыкновению в романтизме. Лермонтов красочно рисует умиротворение всего окружающего пространства. В окружающем пространстве покоя предостаточно, а в душе лирического героя его не хватает. В третьем стихе антитеза – противопоставление гармонии природы дисгармонии в душе человека – подчеркнута не только эпитетами «больно» и «трудно», но и спондеями, связанными с повторением слова «так». Не просто «больно и трудно», а «так больно и так трудно». Слова очень простые и такие искренние, что вызывают сильную ответную реакцию.
-
Чувствуется усталость от жизни, но нет разочарованности, обиды на нее: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть… Ни в прошлом, ни в будущем нет счастья: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. Лермонтов «замыслил побег» в мир «свободы и покоя». Всеми душевными силами стремится туда, в этот идеальный, по его мнению, мир, чтобы «забыться и заснуть».
-
«Быть иль не быть?...Сном забыться…Уснуть?...Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят?» На гамлетовский вопрос Лермонтов дает свой ответ: Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…
-
Вывод
Лермонтовский лирический герой разумен, он способен видеть все несовершенства и бездушие, что пробуждает в нём массу чувств: от огромной любви к этому миру, до полного его неприятия. Итак, герой разумен, но счастлив ли он? Скорее всего нет. Разум для лермонтовского героя - проклятье, так как не даёт ему примириться с окружающим миром.
-
Композиция сочинения
Вступление Основная часть Заключение
-
Вступление
Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
-
Основная часть
Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказалитературногопроизведения; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли; Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
-
Заключение
Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой, ноемкой; Органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.