Содержание
-
Материалы для подготовки к итоговому сочинению
Презентация включает примерные темы по пяти направлениям ИС, список литературы для чтения. Составитель презентации: Козлова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская гимназия»
-
Критерии оценки ИС:
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям: Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
-
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность». Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
-
1) Направление «Разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
-
Примерные темы:
Как связаны между собой разум и чувства? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…» (В.П. Ключевский) «Главное в человеке не ум, а то, что им управляет, - сердце, добрые чувства…» (Ф.М. Достоевский) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.» (М.М.Пришвин) «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»(В.Г. Белинский) «Ум – способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский) «Нравственность – это разум сердца» (Генрих Гейне) Возможен ли конфликт между разумом и чувствами? «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер)
-
Что почитать
Отечественная литература: Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско» Гончаров И.А. «Обломов» Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль» Грибоедов А.С. «Горе от ума» Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Замятин Е. «Мы» Карамзин Н.М. «Бедная Лиза» Куприн А.И. «Гранатовый браслет» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» Островский А.Н. «Гроза» Паустовский К. «Телеграмма» Пушкин А.С. «Евгений Онегин» Толстой Л.Н. «Война и мир», «После бала» Тургенев И.С. «Отцы и дети» Фонвизин Д.И. «Недоросль» Чехов А.П. «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»
-
Мировая литература:
Бронте Ш. «Джейн Эйр» Оруэлл «1984» Шекспир У. «Гамлет»
-
2) Направление «Честь и бесчестие» (проблема нравственного выбора)
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
-
Примерные темы
Как вы понимаете слова А.П. Чехова «Честь нельзя отнять, её можно потерять»? Что значит идти дорогой чести? Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе. Может ли честь противостоять бесчестию? Что помогает сделать нравственный выбор между честью и бесчестием? Что такое честь истинная и честь ложная? Честь и долг: как связаны эти понятия? Как вы понимаете высказывание Б.Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?
-
Отечественная литература:
Быков В.В. «Сотников» Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» Куприн А.И. «Поединок» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова…» Пушкин А.С. «Выстрел», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Распутин В «Живи и помни» Толстой Л.Н. «Война и мир» «Слово о полку Игореве»
-
3)Направление «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
-
Примерные темы:
Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны? К чему могут привести поражения? В чем важность победы над собой? Путь к самому себе: победы и поражения. Может ли поражение стать победой? Может ли победа стать поражением? Победы или поражения помогают человеку найти себя? Победы и поражения героев литературы. Зачем читать книги о войне? «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй) «Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение» (Ю.Цезарь)
-
Отечественная литература:
Астафьев В.П. «Царь-рыба» Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Васильев Б. «А зори здесь тихие» Гончаров И.А. «Обломов» Горький М. «Старуха Изергиль» Грибоедов А.С. «Горе от ума» Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Лермонтов М.Ю. «Бородино» Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» Платонов А.П. «Одухотворенные люди» Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке» «Слово о полку Игореве» Твардовский А.Т. «Василий Тёркин» Толстой Л.Н. «Война и мир» Трифонов Ю.В. «Обмен» Тургенев И.С. «Отцы и дети» Шолохов М.А. «Судьба человека», «Тихий Дон»
-
Мировая литература:
Льюис К.С. «Хроники Нарнии» Хемингуэй Э. «Старик и море» Ремарк «На западном фронте без перемен», «Жизнь взаймы»
-
4) Напраление «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
-
Примерные темы:
Может ли опытный человек ошибаться? «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). Всегда ли неопытность ведёт к беде? Источник нашей мудрости — наш опыт. Какой опыт дает война? Что ценно для личности: приобретение опыта или преодоление ошибок? Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Самая плохая черта, которая есть во всех людях, — это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки? Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. Чем для детей может быть ценен опыт отцов? Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
-
Что почитать:
Алексин А.Г. «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность» Астафьев В.П. «Последний поклон», «Васюткино озеро», Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита», М. Горький «Старуха Изергиль» Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Екимов Б. «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…» Куприн А.И. «Олеся» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» Паустовский К.Г. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Распутин В.Г. «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Последний срок» «Слово о полку Игореве» Тендряков «Шестьдесят свечей», «Расплата» Толстой Л.Н. «Война и мир» Тургенев И.С. «Отцы и дети», «Ася» Чехов А.П. «Ионыч», «Вишневый сад» Шолохов М.А. «Тихий Дон»
-
Мировая литература: Брэдбери «Все лето в один день», «451 градус по Фаренгейту» (ошибки и опыт Гая Монтэга), «Вельд» Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом); Уайльд О. «Портрет Дориана Грея» Генри Марш «Не навреди»
-
5) Направление «Дружба и вражда» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
-
Возможные формулировки тем
Родители и дети: дружба или вражда? «Птица сильна крыльями, а человек дружбой» (пословица) Какую роль в становлении личности играет дружба? Книга о дружбе, которая меня взволновала Какие качества раскрывает в человеке дружба? Помогает ли дружба понять себя? «Из двух друзей всегда один раб другого»? (Печорин) Легко ли быть настоящим другом? «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» В чем ценность дружбы между народами?
-
Отечественная литература:
Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гончаров И.А. «Обломов» Железников В. «Чучело» Куприн А.И. «Поединок» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» Пушкин А.С. «Евгений Онегин», «Дубровский» Тендряков В.Ф. «Ночь после выпуска» Толстой Л.Н. «Война и мир» Тургенев И.С. «Отцы и дети» Шолохов М.А. «Тихий Дон»
-
Мировая литература:
Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме» Голдинг У. «Повелитель мух» Сент-Экзюпери «Маленький принц» Ремарк «Три товарища»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.